Решение по иску Шугаевой И.П. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Новооскольском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-489/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2011 года         г. Новый Оскол

Новооскольский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Притулиной Т. В.,

при секретаре Калугиной О.В.,

с участием истца Шугаевой И.П., представителя ответчика Бондарева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шугаевой И.П. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Новооскольском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Шугаева И.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, работает в <адрес> ЦРБ медицинской сестрой палатной в терапевтическом отделении <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по беременности и родам, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Изложенное подтверждается данными трудовой книжки Шугаевой И.П., справкой МУЗ «<адрес> центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, а так же свидетельством о рождении “Н” от ДД.ММ.ГГГГ.

Шугаева И.П. полагает, что в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173, она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения в сельской местности не менее 25 лет.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ УПФ в Новооскольском районе разъяснило Шугаевой И.П., что период отпуска по уходу за ребенком не подлежит включению в ее специальный медицинский стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Дело инициировано иском Шугаевой И.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Новооскольском районе, в котором она просит обязать ответчика включить в ее специальный медицинский стаж период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,поскольку в соответствии с ранее действующим законодательством он подлежал зачету в стаж работы по медицинской специальности.

В судебном заседании Шугаева И.П. иск поддержала, пояснив, что разъяснение Пенсионного Фонда нарушает ее право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Новооскольском районе Бондарев С.А. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что доводы ответчика являются неубедительными и существенно нарушают гарантированное ст.39 Конституции РФ право истицы на пенсионное обеспечение. Иск Шугаевой И.П. обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173, трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, независимо от их возраста.

Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не включается в подсчет специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

Однако, согласно статье 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент рождения ребенка у истицы и во время предоставления ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусматривала включение этого отпуска в общий, непрерывный стаж и в стаж работы по специальности.

Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3547-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР» изменена редакция статьи 167 КЗоТ РСФСР, и периоды отпусков по уходу за ребенком перестали засчитываться в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях.

В соответствии со ст.55 Конституции России « в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, следует: если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ строго по Закону о трудовых пенсиях и подзаконным нормативным правовым актам этот стаж недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены также периоды трудовой или иной деятельности, которые засчитывались в соответствующий стаж по нормам ранее действовавшего законодательства (в частности, по нормам Закона о пенсиях 1990 года)

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» отмечается, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, следует учитывать, когда такой отпуск предоставлялся. Если он имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого данный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая всеобщий принцип правовой определенности, период нахождения Шугаевой И.П. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме подлежит включению в специальный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент предоставления отпуска действовал Закон, позволяющий включать этот период в стаж работы по специальности.

Шугаева И.П. реализовала предоставленное ей государством право до ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 28 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, гласит « каждый человек имеет право на социальный порядок…при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.»

Закон РФ от 25 сентября 1992 года № 3547-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР», а также Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» утвержденные Постановлением Правительства РФ 11 июля 2002 года № 516, в данном случае применению не подлежат, поскольку они отменяют ранее предоставленное истице право, тем самым ухудшают ее положение, что противоречит ст.55 Конституции РФ.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 200 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

                                   Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Иск Шугаевой И.П. признать обоснованным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ ( государственное учреждение) в Новооскольском районе Белгородской области включить в специальный медицинский стаж Шугаевой И.П. период ее отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ ( государственное учреждение) в Новооскольском районе Белгородской области в пользу Шугаевой И.П. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Новооскольский районный суд в течение десяти дней.

Судья                   подпись                     Притулина Т.В.

Верно:

Судья      Притулина Т.В.