апелляционное решение по делу № 11-16/2011 по иску о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных расходов



А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожановой Е.П. к администрации муниципального образования «Новоорский район» Оренбургской области и муниципальному учреждению здравоохранения «Новоорская ЦРБ» Новоорского района Оренбургской области о возмещении в полном объеме расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление) в апелляционном порядке,

у с т а н о в и л :

Кожанова Е.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о возмещении в полном объеме расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает медсестрой в Новоорской ЦРБ. На основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 пользовалась правом на льготы по возмещению расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в полном объеме как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, до 31.12.2004 года.

Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 2 ст. 63 Основ признана утратившей силу и был введен новый порядок сохранения льгот в виде мер социальной поддержки медицинским работникам.

Исходя из позиций Конституционного Суда РФ (определения от 04.12.2007 г. № 947-О-П, от 01.04.2008 г. № 268-О-П, от 07.02.2008 г. № 383-О-П, от 05.02.2009 г. № 149-О-П), установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишения прав медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ.

Ей же на основании решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ выплачивалось частичное возмещение коммунальных услуг, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг и справками о получении фактической компенсации.

Просит обязать ответчика возместить произведенные ею расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2006-2010 годы в полном размере в сумме 50000 руб.

В суде первой инстанции истец изменила исковые требования и просила взыскать расходы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уменьшила сумму иска до 42 350 руб. 09 коп., а также взыскать судебные издержки.

Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Новоорская ЦРБ» привлечено в качестве соответчика.

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен частично, с МУЗ «Новоорская ЦРБ» взыскано в возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 59 руб. 84 коп., а также возврат госпошлины в сумме 400 руб.

Не согласившись с решением мирового судьи, истец Кожанова Е.П. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить и взыскать с ответчиков в возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг 42350 руб. 09 коп., а также расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец уменьшила размер исковых требований до 26575,12 руб., исключив оплату за отопление бани и оплату за отопление в летние месяцы.

Представитель ответчика администрации МО «Новоорский район» Филиппова Е.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала и пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком, льготы по возмещению расходов по оплате коммунальных услуг за отопление предусматривались на федеральном уровне, администрация района установила только дополнительные меры социальной поддержки. Кроме этого, истцу должны возмещаться только платежи за отопление, а в квитанции на оплату включены платежи за отопление бани и приготовление пищи.

Представитель соответчика МУЗ «Новоорская ЦРБ» Елюбаев Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск также не признал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Согласно копии трудовой книжки, Кожанова Е.П. работает с ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой в МУЗ «Новоорская ЦРБ».

В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работала медсестрой МУЗ «Новоорская ЦРБ», проживает с семьей в <адрес> в <адрес> по пе<адрес>.

В соответствии с п. 9 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Указанное положение утратило силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно приведенных выше законодательных актов медицинские работники до 01.01.2005 года не должны были оплачивать отопление и освещение своих квартир.

Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, названного выше, был определен уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности медицинских работников в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.63 Основ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.5 ст.63 Основ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2011г. N16-В10-19)

Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П пришел к следующим выводам: согласно статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1); при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2).

Позднее Конституционный Суд РФ, проверяя жалобы граждан А.В. Иванова и других, в определении от 07.02.2008 года № 383-О-П указал, что установленное пунктом50 статьи35 Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года на основании частивторой статьи63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Проанализировав вышеприведенные положения закона в совокупности, апелляционный суд считает, что мировой судья пришел к неверному выводу о необходимости частичного возмещения истцу расходов по оплате коммунальных услуг (отопление), исходя из нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, установленных Законом Оренбургской области от 05.12.2003 года № 720/92-III-ОЗ «О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», поскольку права медицинских работников на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005года (бесплатное отопление), сохраняются за данной категорией граждан и в настоящее время.

Судом апелляционной инстанции были проверены расчеты, представленные истцом о размерах понесенных ею расходов, и расчеты, представленные ответчиком.

Объяснениями истца установлено, что она просит возместить расходы за отопление, дом отапливается газом, имеется газовая плита и баня, установлен один прибор учета (счетчик) на все три точки в доме, расходующие газ, общая площадь дома 102,8 кв.м., жилая площадь 46,6 кв.м., отапливаемая площадь 92 кв.м.

По представленным истцом квитанциям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически оплачено 48523,27 руб. Эта сумма складывается из следующих сумм: 49853,82 руб. (по квитанциям) минус задолженность в сумме 1330,55 руб., имевшуюся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Из общей суммы расходов по оплате отопления необходимо вычесть суммы, оплаченные истцом в летний период (с июня по сентябрь каждого года), которые составили 4227,55 руб., и пеню в сумме 251,13 руб., а также денежную компенсацию, выплаченную истцу за этот период в размере 5816 руб. Отсюда возмещению подлежит компенсация в размере 38228,59 руб.

Между тем, истец уменьшила размер иска до 26575,12 руб., представив расчет платежей за отопление 92 кв. м. жилого помещения по действующим в то время тарифам, чтобы таким образом исключить платежи за отопление бани.

Учитывая право истца на уменьшение размера исковых требований, предоставленное ст. 39 ГПК РФ, суд соглашается со взысканием в пользу истца расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в уменьшенном виде.

Суд не принимает во внимание методику расчетов, предложенную ответчиком по аналогии с методикой расчетов, имеющейся в Постановлении Правительства Оренбургской области от 19 декабря 2006 г. N 406-п "Об установлении норм потребления природного газа населением", поскольку в этом постановлении говорится о расчетах по нормативам потребления газа при отсутствии приборов учета, а в рассматриваемом судом случае имеется установленный счетчик и оплата производится по показаниям прибора учета. Кроме этого, данное постановление в настоящее время утратило силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2010 г. N 957-п "Об установлении нормативов потребления природного газа населением".

В судебном заседании установлено, что расходы взысканы с МУЗ «Новоорская ЦРБ», то есть медицинского учреждения, где работала истец, несмотря на то, что судом первой инстанции было установлено, что расходы на выплату компенсации производятся за счет средств районного бюджета.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

При этом необходимо учитывать положения, отраженные в определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 375-О о том, что Российская Федерация до 01.01.2005 г. не устранялась и не устраняется после этой даты от исполнения обязанностей по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организациях здравоохранения, поскольку положения п. 50 ст. 32 и ч. 2 ст. 153 Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не могут расцениваться как снявшие с Российской Федерации всю полноту ответственности за соблюдение надлежащего уровня социальной защищенности граждан и переложившие на субъекты Российской Федерации, либо органы местного самоуправления - без учета их возможности - ответственность по обеспечению сохранения уровня ранее предоставлявшихся социальных гарантий.

Таким образом, в случае установления судом недостаточности у органов местного самоуправления объема финансирования мер социальной поддержки для реализации сохранения уровня социальных гарантий медицинским работникам на селе, необходима соответствующая помощь казной Российской Федерации органам местного самоуправления через бюджет субъекта РФ путем предоставления субсидий для обеспечения переданных им (органам местного самоуправления) полномочий по социальной защите медработников на селе.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым возложить ответственность по предоставлению мер социальной поддержки на орган местного самоуправления и взыскать компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг из районного бюджета, поскольку истец работала в муниципальном учреждении здравоохранения.

По мнению суда, взыскание денежных средств из местного бюджета в возмещение произведенных истцом расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению позволит использовать решение суда в межбюджетных отношениях.

На основании ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 настоящего Кодекса.

Статьей 362 ГПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что мировым судьей были неправильно применены нормы материального права при разрешении спора, поэтому решение мирового судьи подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном объеме с администрации МО «Новоорский район».

В силу ст. 98 ГПК с ответчика подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной части требований.

Руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, суд

решил:

Решение и.о мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение.

Взыскать с администрации муниципального образования МО «<адрес>» <адрес> в пользу Кожановой Е.П. в возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по предоставлению отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26575,12 руб. и возврат госпошлины в сумме 997,25 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Апелляционное решение кассационному обжалованию не подлежит, вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: подпись

Копия верна

Судья:

Апелляционное решение вступило в законную силу 03.10.2011