№2-334/2010 по заявлению прокурора Новоорского района в интересах неопределенного круга лиц



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2010 года п. Новоорск

     Судья Новоорского районного суда Оренбургской области Бермухамбетова Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации МО «Караганский сельсовет»,

                                                       у с т а н о в и л:

      Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Караганский сельсовет», указывая, что прокуратурой района совместно с Г.И.оос.О.о. была проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления – администрацией МО «Караганский сельсовет» законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено следующее. На землях поселения в 50 м восточнее дома Номер обезличен по ... находится несанкционированная свалка размером ориентировочно 40х20 м высотой до 1,5 м без экранирующего слоя. На территории свалки размещены в основном строительные (битый шифер, кирпич и др.) и твердые бытовые отходы, ветки сухих деревьев.

          Требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, предусмотренные ФЗ «Об охране окружающей среды», в том числе п.1 ст.35, п.2 ст.51, не соблюдены, допущен сброс отходов на почву.

          Кроме того, в нарушение п.2 ст.12, ст.11 и п.п.2, 3 ст.18 «Об отходах производства и потребления» несанкционированная свалка размещена на территории поселения; система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории несанкционированной свалки отсутствует; лимиты на размещение отходов, предусмотренные нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, не установлены; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден.

         Указанная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что противоречит требованиям п.1 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.18-20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»  к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. 

Вместе с тем ч.1 ст.8 от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза промышленных и бытовых отходов. Согласно ст.ст. 12 и 13 этого же закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории сельских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Указанные полномочия должным образом органом местного самоуправления не исполняются, что свидетельствует о его бездействии.

Бездействие ответчика может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст.9 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

          В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Караганский сельсовет» по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, находящегося на землях, принадлежащих Караганскому сельсовету, в 50 м восточнее дома Номер обезличен по ..., и обязать устранить выявленные нарушения законодательства.

       В судебном заседании заместитель прокурора Новоорской районной прокуратуры Ушаков С.Г. поддержал заявление и пояснил, что прокуратурой Новоорского района была проведена проверка с привлечением госинспектора по охране природы ФИО51 в деятельности муниципального образования «Караганский сельсовет» Новоорского района по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления. На землях Караганского сельсовета в 50 метрах восточнее дома Номер обезличен по ... ... была обнаружена несанкционированная свалка, на которой размещены бытовые отходы, строительный мусор, отходы от животноводческой деятельности - навоз. По результатам проверки был составлен акт. Поскольку круг лиц, чьи права нарушены размещением несанкционированной свалки, непостоянен, прокуратура обратилась в защиту неопределенного круга лиц.

        Представитель администрации МО «Караганский сельсовет» Р.М.И. действующий по доверенности от Дата обезличена г., требования прокурора Новоорского района не признал и пояснил, что земля, на которой размещена несанкционированная свалка, является государственной, и право распоряжения ею предоставлено Новоорскому району, а не Караганскому сельсовету. Кроме того, согласно п.14 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»  организация и утилизация бытовых и промышленных отходов относится исключительно к компетенции района, который наделен полномочиями по организации свалок, отведению земли под их размещение. Администрация сельского поселения не вправе заниматься мониторингом состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов, устанавливать лимиты на размещение отходов и принимать решение о ликвидации свалки. Изменениями, внесенными в 2009 г. в закон № 131, на сельсоветы возложена обязанность по земельному контролю, до этого времени контроль не велся, так как закон вступил в действие недавно, и они не успели.

       В настоящее время денег в бюджете нет, ликвидацию свалки не планировали. Кроме того, акт проверки строился на том, что нашли кучу мусора, но это не свалка.

      Считает, что если полномочия исполняются частично, то это нельзя признать бездействием.

      Кроме того, правительство области обратилось в администрацию района с письмом, в котором предупредило, что в связи с изменением в ст. 12 ФЗ запрещается размещение отходов, и обратило внимание на то, что ни в одном поселении нет ни одной зарегистрированной свалки. За свалки сельсовет ответственность не несет. Полномочия по организации сбора и вывоза мусора возложены на органы местного самоуправления, то есть администрацию района. В связи с чем просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

       Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

       В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      В соответствии со ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля использования земель поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

       Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.ст. 12 и 13 этого же закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории сельских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

        Из акта проверки от Дата обезличена года, проведенной заместителем прокурора Ушаковым С.Г. совместно с заместителем прокурора А.Ю.В.. и государственным инспектором Оренбургской области по охране природы Л.О.Т., следует, что на землях, принадлежащих Караганскому сельсовету, в 50 м восточнее дома Номер обезличен по ... находится свалка отходов размером примерно 40х20 м высотой до 1,5 м без экранирующего слоя, на территории которой размещены строительные отходы (битый шифер, кирпич и др.), твердые бытовые отходы, отходы от животноводческой деятельности (навоз). Свалка не санкционирована. Мониторинг по контролю состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов, производственный контроль за состоянием атмосферного воздуха, почвы, подземными водами в зоне возможного влияния несанкционированной свалки не осуществляются. Лимиты на размещение отходов не установлены. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан.

С данным актом, как пояснил Ушаков С.Г., глава администрации МО К.С. был ознакомлен.

Указанное подтверждается письменными объяснениями главы администрации МО « Караганский сельсовет» Р.В.Н. от Дата обезличена г. на имя заместителя прокурора Новоорского района, из которых следует, что он с выявленными нарушениями согласен, наличие несанкционированной свалки на территории сельсовета не оспаривает, обещает ликвидировать свалку в течение месяца.

В судебном заседании представитель администрации МО «Караганский сельсовет» Р.М.И. также не оспаривал нахождение мусора в неустановленном для этих целей месте.

        Допрошенная в судебном заседании Л.О.Т. государственный инспектор по охране окружающей среды в Оренбургской области, показала, что совместно с заместителями прокурора Новоорской районной прокуратуры Ушаковым С.Г. и А.Ю.В. проводила проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности МО «Караганский сельсовет». В ходе проверки на территории сельского Совета в  50 м восточнее дома Номер обезличен по ... ... была обнаружена несанкционированная свалка со строительными и твердыми бытовыми отходами, отходами от животноводческой деятельности, о чем ими был составлен акт. При обследовании территории было выявлено, что складируется мусор в неустановленном месте, размещены строительные, бытовые отходы. Обязанность по очистке территорий поселений от мусора на основании закона возложена на глав администраций муниципальных поселений. Никаких документов на данную «свалку» нет. Речь идет о несанкционированной свалке, т.е. фактически о сбросе мусора в неустановленном месте. А очистка своей территории входит в полномочия администрации Караганского сельсовета. Размещение «несанкционированной свалки» нарушает действующее законодательство об охране окружающей среды и права граждан: загрязняются почва, атмосферный воздух, создается угроза жизни и здоровью людей.

     По поводу письма правительства области от 02.02.09г. ей ничего неизвестно.

     Таким образом, в судебном заседании установлено следующее: в нарушение ст. 11, 12, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выявленная свалка размещена на территории сельского поселения без соответствующего разрешения уполномоченных органов, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение на данной свалке, не установлены лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории размещения отходов отсутствует; в нарушение ст. 51, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ сброс отходов осуществляется на почву; свалка не отвечает требованиям по обеспечению экологической безопасности окружающей среды.

        В соответствии с пп. 8, 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с п.п.8,18 п.1 ст.5 Устава МО «Караганский сельсовет»  организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичное требование содержится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

       Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

         Отсутствие в бюджете муниципального образования поселения денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Кроме того, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.

         Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

          Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

         На основании изложенного суд считает, что расположением несанкционированной свалки на территории поселения нарушаются действующее законодательство, права граждан на окружающую благоприятную среду, а также создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в границах поселения и причинения вреда здоровью населения.

          Кроме этого, суд считает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенная законом на администрацию Караганского сельсовета, выполняется не в полном объеме, поскольку размещением несанкционированной свалки на территории Караганского сельсовета подтверждается бездействие администрации, что выражается в неисполнении обязанностей, возложенных законом: организация сбора и вывоза мусора, организация благоустройства, земельный контроль за использованием земель поселения, регулярная очистка территории от отходов, предупреждение чрезвычайных ситуаций. Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

           Руководствуясь ст.ст.194,197,198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          решил:

           Заявление прокурора Новоорского района удовлетворить.

           Признать незаконным бездействие администрации МО «Караганский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, находящегося на землях, принадлежащих Караганскому сельсовету, в  50 м восточнее дома Номер обезличен по ....  

          Обязать администрацию МО «Караганский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства.        

         Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: