дело №2-480/2010 по заявлению прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2010 года п. Новоорск

Судья Новоорского районного суда Оренбургской области Бермухамбетова Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Новоорский поссовет», указывая, что прокуратурой совместно с Новоорским отделом ГПН МЧС России и Роспотребнадзором была проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления – администрацией МО «Новоорский поссовет» требований законодательства в сфере осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В ходе проверки установлено следующее.

Местами массового отдыха на водных объектах МО «Новоорский поссовет» являются традиционно посещаемые населением места с целью отдыха, рыбной ловли, спорта.

В соответствии с п. 26 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции), и ст. 8 Водного кодекса к вопросам местного значения сельского поселения относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; установление периода купального сезона; принятие мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, представляющих опасность для здоровья населения; оповещения населения об организации водопользования на водных объектах, общего пользования через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов; согласованию проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий местного значения на водных объектах общего пользования и вблизи указанных объектов; создание условий для безопасного отдыха населения в период купального сезона; организация выполнения на конкурсной основе работ оказания услуг в области подготовки и содержания водных объектов на территории муниципального образования; организация за состоянием мест массового отдыха людей на водных объектах, находящихся на территории муниципального образования и т.д.

Однако администрацией МО «Новоорский поссовет» не предпринимается необходимых и достаточных мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории муниципального образования «Новоорский поссовет», а также не принимается достаточных мер, направленных на организацию мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования на протяжении длительного времени, и приведения его в соответствие с действующим законодательством.

На территории «Новоорского поссовета» места для организации мест купания и оборудования пляжа имеются, но со стороны администрации МО «Новоорский поссовет» действия по оборудованию мест купания не производятся в течение длительного промежутка времени, а именно с 2008 года по 2010 год. Администрация МО «Новоорский поссовет» не принимает мер для организации и проведения комплекса противоэпидемических мероприятий; организации подготовки зон купания, обозначения их границ специальными знаками; не организует обучения населения правилам поведения на воде, не проводит агитации и пропаганды в области жизни и здоровья осуществление иных мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Органы местного самоуправления в местах купания и иных местах массового отдыха муниципального образования, обязаны поддерживать чистоту, порядок и обеспечить соблюдение Правил охраны жизни людей на водных объектах.

Финансирование данной сферы осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в бюджет МО «Новоорский поссовет» не закладывалось.

  В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации МО «Новоорский поссовет» по непринятию мер к созданию официальных мест для купания на территории МО Новоорский поссовет, организации в установленном законом порядке мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» и обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства РФ.

В судебном заседании представитель прокуратуры Дашковский Ю.В. поддержал заявление.

Представитель органа местного самоуправления, глава администрации Булатов А.Н., в судебное заседание не явился, в письменных объяснениях на заявление прокурора просил рассмотреть дело в их отсутствии, против удовлетворения заявления не возражает.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 7 Водного кодекса участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

Органы местного самоуправления наделяются прежде всего полномочиями в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В ст. 27 Водного кодекса перечислены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, а также частью 2 данной статьи отнесено к  полномочиям органов местного самоуправления в водных отношениях, кроме полномочий собственника: предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Административной реформой, проводимой в стране, природоохранная и природоресурсная компетенция органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению подлежит расширению, а на муниципальные образования возлагаются значительные полномочия по осуществлению муниципального экологического, в том числе водного, контроля.

Муниципальные образования и органы местного самоуправления являются субъектами, участниками водных отношений, вследствие чего наделяются законом прежде всего собственной компетенцией, которая не считается государственно-управленческой в полном смысле этого понятия (ст. 12 Конституции РФ).

Компетенция и полномочия органов местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования в силу ст. 14 названного выше Федерального закона в области природоохранного законодательства с целью соблюдения прав и интересов граждан, проживающих на территории поселения, по мнению суда, относятся

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Как видно из материалов дела: схемы расположения водохозяйственных объектов Новоорского района, информации главы Новоорского района, на территории Новоорского поссовета имеются водные объекты, однако официально отведенные места для купания отсутствуют в связи с тем, что на оборудование пляжей в 2010 году деньги не закладывались.

Согласно Уставу МО «Новоорский поссовет» к вопросам местного значения поссовета относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п. 26 и 30).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории МО «Новоорский поссовет» мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, не проводятся, отсутствуют официальные места для купания.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

Отсутствие в бюджете муниципального образования поселения денежных средств на оборудование специально отведенных мест для купания не освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании изложенного суд считает, что отсутствие мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории поселения, в том числе и непринятие мер к созданию официальных мест для купания нарушают действующее законодательство, и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на соответствующей территории, создавая угрозу их жизни и здоровью при нахождении последних на водных объектах..

Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Новоорского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Новоорский поссовет» Новоорского района по непринятию мер к созданию официальных мест для купания на территории МО «Новоорский поссовет», организации в установленном законом порядке мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории муниципального образования  «Новоорский поссовет».

Обязать администрацию МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: