2-482/2010 дело по заявлению прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2010 года п. Новоорск

Судья Новоорского районного суда Оренбургской области Бермухамбетова Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Добровольский сельсовет»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Добровольский сельсовет», указывая, что прокуратурой совместно с Новоорским отделом ГПН МЧС России и Роспотребнадзором была проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления – администрацией МО «Добровольский сельсовет» требований законодательства в сфере осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В ходе проверки установлено следующее.

Местами массового отдыха на водных объектах МО «Добровольский сельсовет» являются традиционно посещаемые населением места с целью отдыха, рыбной ловли, спорта.

В соответствии с п. 26 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции), и ст. 8 Водного кодекса к вопросам местного значения сельского поселения относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; установление периода купального сезона; принятие мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, представляющих опасность для здоровья населения; оповещения населения об организации водопользования на водных объектах, общего пользования через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов; согласованию проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий местного значения на водных объектах общего пользования и вблизи указанных объектов; создание условий для безопасного отдыха населения в период купального сезона; организация выполнения на конкурсной основе работ оказания услуг в области подготовки и содержания водных объектов на территории муниципального образования; организация за состоянием мест массового отдыха людей на водных объектах, находящихся на территории муниципального образования и т.д.

Однако администрацией МО «Добровольский сельсовет» не предпринимается необходимых и достаточных мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории муниципального образования, а также не принимается достаточных мер, направленных на организацию мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования на протяжении длительного времени, и приведения его в соответствие с действующим законодательством.

На территории «Добровольского сельсовета» места для организации мест купания и оборудования пляжа имеются, но со стороны администрации муниципального образования действия по оборудованию мест купания не производятся в течение длительного промежутка времени, а именно с 2008 года по 2010 год. Администрация МО «Добровольский сельсовет» не принимает мер для организации и проведения комплекса противоэпидемических мероприятий; организации подготовки зон купания, обозначения их границ специальными знаками; не организует обучения населения правилам поведения на воде, не проводит агитации и пропаганды в области жизни и здоровья осуществление иных мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Органы местного самоуправления в местах купания и иных местах массового отдыха муниципального образования, обязаны поддерживать чистоту, порядок и обеспечить соблюдение Правил охраны жизни людей на водных объектах.

Финансирование данной сферы осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в бюджет МО «Добровольский сельсовет» не закладывалось.

В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации МО «Добровольский сельсовет» по непринятию мер к созданию официальных мест для купания на территории МО Добровольский сельсовет, организации в установленном законом порядке мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории муниципального образования и обязать администрацию МО «Добровольский сельсовет» устранить выявленные нарушения законодательства РФ.

В судебном заседании представитель прокуратуры Дашковский Ю.В. поддержал заявление и пояснил, что в местах, где расположены зоны купания отсутствуют знаки. Необходимо оборудовать берег пляжа местами для отдыха людей, а именно: кабинками для переодевания, солнцезащитными ограждениями, настилами или топчанами для отдыхающих, водную территорию оградить буйками и поставить туалеты, согласно ст. 131 ФЗ должно быть распоряжение главы администрации об отведение специальных мест для купания людей и правила поведения людей в воде.

Представитель ответчика Еремин С.И., действующий на основании доверенности от Дата обезличена г., пояснил, что официально организовать места для купания можно только после того как будут установлены правила использования водных объектов общего пользования на территории Новоорского района. Ссылки на то, что сельсовет должен организовывать пляжи, нигде не закреплено, законодательной базой не подтверждено. На 2011 г. планируют поставить вопрос перед Советом депутатов об организации пляжа. В связи с отсутствием достаточных денежных средств нет возможности организовать пляж.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 7 Водного кодекса участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

Органы местного самоуправления наделяются прежде всего полномочиями в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В ст. 27 Водного кодекса перечислены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, а также частью 2 данной статьи отнесено к  полномочиям органов местного самоуправления в водных отношениях, кроме полномочий собственника: предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Административной реформой, проводимой в стране, природоохранная и природоресурсная компетенция органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению подлежит расширению, а на муниципальные образования возлагаются значительные полномочия по осуществлению муниципального экологического, в том числе водного, контроля.

Муниципальные образования и органы местного самоуправления являются субъектами, участниками водных отношений, вследствие чего наделяются законом прежде всего собственной компетенцией, которая не считается государственно-управленческой в полном смысле этого понятия (ст. 12 Конституции РФ).

Компетенция и полномочия органов местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования в силу ст. 14 названного выше Федерального закона в области природоохранного законодательства с целью соблюдения прав и интересов граждан, проживающих на территории поселения, по мнению суда, относятся

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Согласно акту проверки от Дата обезличена г., на обследованной территории МО «Добровольский сельсовет» расположены реки Караганка, Жуса, ручей Чилижный, также расположены водоемы вблизи от населенных пунктов Большестепной, Чилекта, Добровольское. Однако официальные места для купания отсутствуют, на берегу перечисленных водных объектов не обнаружено табличек с информацией о запрете либо разрешении купания населения, нет пляжей, оборудованных туалетами, солнцезащитными ограждениями, местами для отдыха населения, на водной глади не обнаружено буйков, сеточного либо иного ограждения, которые бы препятствовали заплыву в опасные для купания зоны.         

Как видно из материалов дела: схемы расположения водохозяйственных объектов Новоорского района, информации главы МО «Добровольский сельсовет», акта проверки от Дата обезличена года на территории сельсовета имеются водные объекты: реки Караганка и Жуса, ручей Чилижный, однако официально отведенные места для купания отсутствуют в связи с тем, что на оборудование пляжей в 2010 году деньги не закладывались.   

Согласно Уставу МО «Добровольский сельсовет» к вопросам местного значения поссовета относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п. 26 и 30).        

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории МО «Добровольский сельсовет» мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, не проводятся, отсутствуют официальные места для купания.  

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

Отсутствие в бюджете муниципального образования поселения денежных средств на оборудование специально отведенных мест для купания не освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании изложенного суд считает, что отсутствие мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории поселения, в том числе и непринятие мер к созданию официальных мест для купания нарушают действующее законодательство, и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на соответствующей территории, создавая угрозу их жизни и здоровью при нахождении последних на водных объектах.

Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Суд находит несостоятельными доводы представителя администрации МО «Добровольский сельсовет» о том, что обеспечение безопасности людей на воде и охрана их жизни и здоровья не является полномочиями администрации, поскольку земля и водные объекты не переданы в муниципальную собственность.

Действительно, ст. 27 Водного кодекса установлены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, но частью 2 данной статьи отнесено к  полномочиям органов местного самоуправления в водных отношениях, кроме полномочий собственника: предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

          На основании ст. 5 Водного кодекса к поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Согласно ст. 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

С учетом положений Водного кодекса реки не могут находиться в муниципальной собственности, в связи с чем суд не соглашается с позицией органа местного самоуправления о том, что до передачи в их собственность водных объектов они не обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

При этом, прокурор не оспаривает действия органа местного самоуправления по ненадлежащему исполнению полномочий собственников водных объектов, а оспаривает бездействие администрации МО «Добровольский сельсовет» Новоорского района по непринятию мер к организации в установленном законом порядке мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории МО «Добровольский сельсовет».

В судебном заседании установлено, что обязанности, прямо возложенные на орган местного самоуправления ч. 2 ст. 27 Водного кодекса о предоставлении гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, а также ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и другие, администрацией МО «Добровольский сельсовет» не выполняются в полном объеме.

Так, суду не приведены доказательства, опровергающие доводы заявителя и подтверждающие проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья: установление на берегу рек запрещающих знаков, на водной поверхности - знаков, определяющих границы плавания, опасные зоны плавания и другие.

Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Новоорского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Добровольский сельсовет» Новоорского района по непринятию мер к созданию официальных мест для купания на территории МО «Добровольский сельсовет», организации в установленном законом порядке мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории МО «Добровольский сельсовет». 

Обязать администрацию МО «Добровольский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

Секретарь: