Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2010 года п. Новоорск Судья Новоорского районного суда Оренбургской области Бермухамбетова Т.А. при секретаре Курбангалиеве Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ирикла - рыба» об оспаривании бездействия, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ирикла - рыба» об оспаривании бездействия, указывая, что прокуратурой района совместно с Государственной инспекцией по охране окружающей среды ... была проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в отношении ООО «Ирикла-рыба», в ходе которой установлено следующее. На территории прудово-садкового хозяйства организации, расположенного в 500 м... установлен деревянный туалет. При обследовании установлено, что под туалетом расположена яма без экранирующего слоя глубиной 03 м. В яму производится сброс фикалий, мусора, органических отходов. Туалет используется рабочими. В 500 м. западнее ... на почве размещены твердые бытовые отходы от производства предприятия (бутылки, ветошь, посуда б/у, бытовой и производственный мусор). Общая площадь несанкционированной свалки 5х3 м., высота до 01 м. На расстоянии 100 м. от ... расположен лом черного металла от производства предприятия, занимаемая площадь складирования лома составляет 10х10 м. Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. В соответствии с п. 1 ст. 34 вышеназванного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходами производства и потребления (далее – отходы) являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В силу ст. 11 этого же закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако в нарушение вышеприведенного законодательства ООО «Ирикла-рыба» допускается сброс отходов производства и потребления на почву, требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности не соблюдаются. По результатам проверки установлено, что администрацией ООО «Ирикла-рыба» допущен сброс отходов производства и потребления на почву, чем нарушен п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»; требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности не соблюдены, чем нарушен п. 1 ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды», система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории несанкционированной свалки отсутствует; лимиты на размещение отходов, предусмотренные нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, не установлены, чем нарушен п. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден, чем нарушены ст. 11, п. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; настоящая свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, чем нарушен п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, несанкционированная свалка размещена в границах водоохраной зоны, чем нарушен п.п. 2 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, согласно которому в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы на территориях, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной или иной деятельности, в границах водоохранных зон запрещается: использование сточных ввод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих ядовитых веществ. Проверка показала, что ООО «Ирикла-рыба» не предпринимается необходимых и достаточных мер по ликвидации данной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке, принадлежащем ООО «Ирикла-рыба» на прудово-садковом хозяйстве, находящемся между ... Бездействие ответчика может привести к созданию чрезвычайной ситуации на землях ответчика и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст.9 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Ирикла-рыба» по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, находящегося на территории ООО «Ирикла-рыба» и обязать устранить выявленные нарушения законодательства. В судебном заседании заместитель прокурора Новоорской районной прокуратуры Дашковский Ю.В. поддержал заявление и пояснил, что прокуратурой Новоорского района была проведена проверка с привлечением госинспектора по охране природы В.О.А. в деятельности ООО «Ирикла-рыба» Новоорского района по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления. На землях общества была обнаружена несанкционированная свалка, на которой размещены бытовые отходы, строительный мусор. По результатам проверки был составлен акт. Поскольку круг лиц, чьи права нарушены размещением несанкционированной свалки, непостоянен, прокуратура обратилась в защиту неопределенного круга лиц. Ответчик ООО «Ирикла-рыба», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, дело слушанием отложить не просил. Надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. На основании пункта 1 статьи 34 вышеназванного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления (далее – отходы) относит остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Статья 11 этого же закона обязывает юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается: использование сточных ввод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих ядовитых веществ; устанавливаются прибрежные защитные полосы на территориях, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной или иной деятельности. Из акта проверки от Дата обезличена года, проведенной заместителем прокурора Ушаковым С.Г. с участием государственного инспектора ... по охране природы В.О.А. и директора ООО «Ирикла-рыба» Тюркиным Н.А., следует, что на территории ООО «Ирикла-рыба» на прудово-садковом хозяйстве возле ... на расстоянии 80 м. от уреза воды установлен туалет, западнее ... на расстоянии 500 м. на почве размещены твердые бытовые отходы общей площадью 5х3 м. высотой до 1 м., расстояние от уреза ... 80 м. На расстоянии 100 м. от уреза ..., в 50 м... находится лом черного металла общей площадью 10х10 м. Данным акт подписан всеми участниками проверки, в том числе и директором ООО «Ирикла-рыба» Тюркиным Н.А.. Указанное подтверждается письменными объяснениями Тюркина Н.А., согласно которым, он с актом проверки ознакомлен, с выявленными нарушениями согласен, обязуется устранить выявленные нарушения. Таким образом, в судебном заседании установлено следующее: в нарушение ст. 51, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ сброс отходов ответчиком осуществляется на почву; свалка не отвечает требованиям по обеспечению экологической безопасности окружающей среды; в нарушение ст. 11, 12, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выявленная свалка размещена на территории общества без соответствующего разрешения уполномоченных органов, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение на данной свалке, не установлены лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории размещения отходов отсутствует; в нарушение ст. 65 Водного кодекса РФ несанкционированная свалка размещена в границах водоохраной зоны. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды и об отходах производства и потребления возлагает на ответчика обязанности по соблюдению требований вышеприведенных норм закона в этой области и не предусматривает оснований для освобождения от исполнения закона. Кроме того, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании изложенного суд считает, что расположением несанкционированной свалки на территории общества нарушаются действующее законодательство, права граждан на окружающую благоприятную среду, а также создается угроза причинения вреда здоровью человека. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика. Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Ирикла-рыба» Новоорского района Оренбургской области по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, находящегося на территории ООО «Ирикла-рыба». Обязать ООО «Ирикла-рыба» Новоорского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства. Взыскать с ООО «Ирикла-рыба» Новоорского района Оренбургской области госпошлину в доход государства в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь: