№2-486/2010 по иску о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     21 сентября 2010 года п. Новоорск

     Новоорский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Левченкова А.И.

при секретаре Джиксембаевой В.Н., 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швейкина Д.В. к администрации МО «Новоорский район» о предоставлении жилого помещения, 

у с т а н о в и л:

Швейкин Д.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Новоорский район» о предоставлении жилого помещения, указывая, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Ш.В.Б. умер в Дата обезличена, а мать Ш.Н.И. по решению суда ограничена в родительских правах. В соответствии с распоряжением ответчика от Дата обезличена он вместе с братом включены в льготную очередь на получение жилья. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. По достижении 23 лет он был снят с льготной очереди. Вместе с тем судебная практика исходит из того, что достижение лицом возраста 23-х лет, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения не является. Правовым основанием иска является ФЗ «О дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит обязать ответчика предоставить жилое помещение в соответствии с установленными социальными нормами. 

В судебном заседании истец Швейкин Д.В. поддержал исковые требования и пояснил, что в Дата обезличена умер его отец, в Дата обезличена мать лишили родительских прав и его с братом направили в детский дом. В Дата обезличена их из детдома забрала бабушка, которая оформила опекунство. После окончания школы и службы в армии он обратился в администрацию района и распоряжением администрации его в Дата обезличена включили в очередь на льготное получение жилья. Однако жилье ему не предоставили, хотя его родной брат Д. получил субсидию на приобретение жилья. Проживает у бабушки, собственного жилья не имеет.

Представитель Швейкина Д.А. адвокат Суровцев И.А. полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Швейкин Д.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение жилой площади.

    Представитель ответчика администрации МО «Новоорский район»  Стрельцова А.С., действующая на основании доверенности от Дата обезличена, в судебном заседании не присутствовала, хотя о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, его представителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Свидетель Ш.Д.В. пояснил, что воспитывался с братом в детском доме, затем у опекуна - бабушки. В Дата обезличена собрал необходимые документы, и администрация района приобрела ему жилое помещение. Брат проживает у бабушки, собственной квартиры у него не имеется.

В соответствии со ст. ст.40, 44 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, , а также лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли родители, а также которые остались без попечения родителей.

Согласно копии свидетельства о смерти, отец истца - Ш.В.Б. умер Дата обезличена года.   

По решению Новоорского районного суда от Дата обезличена дети Швейкин Денис и Ш.Д. отобраны у С.Н.И. и переданы на воспитание органам опеки и попечительства. 

Согласно справке от Дата обезличена Номер обезличен Ш.Д. и Д. являлись воспитанниками Оренбургской средней санаторной школы-интерната Номер обезличен для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на полном государственном обеспечении.

  Распоряжением администрации Новоорского района от Дата обезличена Номер обезличен над Ш.Д. и Д. установлена опека, опекуном назначена бабушка К.М.Е., проживающая в ... ... .... 

              Распоряжением администрации Новоорского района от Дата обезличена Номер обезличен опекаемому ребенку Швейкину Д.В. назначено ежемесячное пособие.

Таким образом, судом установлено, что Швейкин Д.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, достигшим совершеннолетия.

Согласно ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; указанные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

            На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

            При этом, согласно ч. 3,4,5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

            Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

            В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Согласно ст. 57 ч. 3 ЖК РФ, решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принимаются органом местного самоуправления.

Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по достижении ими совершеннолетия и окончания обучения.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853\389- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан.

            В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв.м общей площади жилья.

            Положение о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии и приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года № 156 - п, предусматривает порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее именуется - субсидия) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуются - дети-сироты), за счет средств областного бюджета.

            Согласно пункту 2 того же Положения, право на получение безвозмездной субсидии предоставляется детям-сиротам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания Оренбургской области (далее именуются - учреждения для детей-сирот), в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании учреждения профессионального образования, расположенного на территории Оренбургской области при условии, что жилые помещения не были закрепленными в установленном порядке за детьми-сиротами и если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

            местом выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации их рождения являются населенные пункты Оренбургской области;

            учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Оренбургской области;

            населенные пункты Оренбургской области являются местом жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Оренбургской области при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

            3. Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, после двадцати трех лет - на общих основаниях.

            4. Субсидия предоставляется детям-сиротам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявившим желание на получение субсидии.

            5. Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели в очередном финансовом году. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство строительства).

            Из вышеизложенного следует, что законодательством Оренбургской области на администрацию МО «Новоорский район» возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.   

Законодательством РФ установлено, что гарантируемая государством социальная поддержка предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.

Однако, как указывает Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за второй квартал 2006 г., социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Швейкин Д.В. включен в льготную очередь на получение жилья на основании ст. 8 ФЗ 159-ФЗ от 21.12.1996 года распоряжением администрации Новоорского района №355-р от 26.03.2004 года.

В настоящее время истец не имеет в собственности объектов недвижимости, что подтверждается уведомлением Новоорского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области и Новоорским филиалом ГУП «ОЦИОН». Также истец не имеет в п. Новоорск и Новоорском районе жилья, предоставленного по ордеру или договору.

             Таким образом, истец соответствует всем требованиям Положения о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однако вопрос о предоставлении истцу субсидии не решен до сих пор, что нарушает его право на получение жилья вне очереди.

            При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «Новоорский район» обеспечить истца жильем не ниже социальных норм подлежат удовлетворению.

            Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

            Исковое заявление Швейкина Д.В. удовлетворить.

            Обязать администрацию МО «Новоорский район» Оренбургской области предоставить Швейкину Д.В. жилое помещение за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не ниже установленных социальных норм.        

            Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна. Судья:

Секретарь: