дело №2-526/2010 по иску прокурора об обеспечении жилым помещением



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 19.10.2010 г. ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2010 года п. Новоорск

     Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Воронина П.А. к администрации МО «Н.р.» ... об обеспечении жилым помещением,

у с т а н о в и л:

      Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Воронина П.А. к администрации МО «Н.р.» ... ... об обеспечении жилым помещением, указывая, что Воронин П.А., Дата обезличена года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать В.С.Г. в Дата обезличена году была лишена родительских прав, отец В.А.П. умер Дата обезличена года. В Дата обезличена году Воронин П.А. закончил ... ..., в настоящее время обучается в ...Номер обезличен .... В соответствии со ст. 40, 44 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

     Согласно ст. 8, 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; указанные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно являются расходными обязательствами субъектов РФ.

     На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

     При этом согласно ч. 3,4,5 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

     Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853\389- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан.

     В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам-33 кв.м общей площади жилья.

     Согласно ст. 57 ч. 3 ЖК РФ решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принимаются органом местного самоуправления.

     Воронин П.А. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий администрацией ... Дата обезличена года, своего жилья до настоящего времени не имеет, хотя имеет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей.

     В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в интересах гражданина за защитой его нарушенных социальных прав, в том числе права на жилище, без каких-либо ограничений.

     Прокурор просит обязать администрацию МО «Н.р.» обеспечить Воронина П.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не ниже установленных социальных норм.

     Истец Воронин П.А. в судебном заседании поддержал иск и пояснил, что отец умер, а мать запила, он фактически был предоставлен сам себе, затем его забрала сестра, мать лишили родительских прав. Они жили с матерью в ..., но после лишения родительских прав, дом, где они проживали, сгорел. Своего жилья у него нет, живет с сестрой на квартире.

     В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Ушаков С.Г. поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что мать Воронина П.А. лишена родительских прав по решению суда в Дата обезличена году, отец умер в Номер обезличен году, истец является лицом из категории лиц, оставшихся без попечения родителей, но жилье ему не предоставлено.

     Представитель ответчика администрации МО «Н.р.» Е.Г. Филиппова, действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, в судебное заседание не явилась, хотя своевременно была извещена о времени и месте судебного заседания.

     Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

     Из распоряжения администрации ... ... Номер обезличенр от Дата обезличена года следует, что несовершеннолетний Воронин П.А. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий из категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

      Согласно свидетельству о рождении истца он родился Дата обезличена года, его мать -В.С.Г., отец -В.А.П.

      Решением ... от Дата обезличена года В.С.Г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Воронина П.А., Дата обезличена гола рождения.

     Из копии свидетельств о смерти видно, что В.А.П. умер Дата обезличена года.

     Таким образом, Воронин П.А., Дата обезличена года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

      В соответствии со ст. 57 ч.2 п. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетия и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

     В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

     Положение о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии и приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года № 156 - п, предусматривает порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее именуется - субсидия) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуются - дети-сироты) за счет средств областного бюджета.

     Согласно пункту 2 того же Положения, право на получение безвозмездной субсидии предоставляется детям-сиротам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания Оренбургской области (далее именуются - учреждения для детей-сирот), в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании учреждения профессионального образования, расположенного на территории Оренбургской области, либо по окончании службы Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что жилые помещения не были закрепленными в установленном порядке за детьми-сиротами и если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

местом выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации их рождения являются населенные пункты Оренбургской области;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Оренбургской области;

населенные пункты Оренбургской области являются местом жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Оренбургской области при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом заселенном пункте Российской Федерации.

3. Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, после двадцати трех лет - на общих основаниях.

4. Субсидия предоставляется детям-сиротам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявивших желание на получение субсидии.

5. Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели в очередном финансовом году. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство строительства).

     Из вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации на администрацию МО «Н.р.» возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.

     В судебном заседании установлено, что Воронин П.А. поставлен администрацией МО «Н.р.» на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, не состоит на учете по месту жительства как нуждающийся в улучшении жилищных условий, закрепленного жилья не имеет, в Дата обезличена году заканчивает ...Номер обезличен ..., согласен на получение субсидии, однако вопрос о предоставлении субсидии не решен до сих пор, гарантии получения субсидии до исполнения ему 23 лет не предоставлено, что не исключает ситуации, позволяющей ему претендовать на получение жилья по достижении 23-летнего возраста только в общем порядке, что нарушает его право на получение жилья вне очереди.

     При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «Н.р.» обеспечить истца жильем не менее социальных норм подлежат удовлетворению.

     Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил.

     Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Воронина П.А. удовлетворить.

     Обязать администрацию МО «Н.р.» ... обеспечить Воронина П.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области не ниже установленных социальных норм. 

      Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: