дело №2-531/2010 решение по иску об обеспечении жилым помещением



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 26.10.2010 г. РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 октября 2010 года Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего – Квиринг О.Б,

с участием прокурора – Ушакова С.Г.,

при секретаре – Курбангалиеве Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Шарриевой В.Я. к администрации Муниципальное образование «...» ... об обеспечении жилым помещением,

Установил:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Шарриевой В.Я. к администрации МО «...» об обеспечении жилым помещением, указывая, что Шарриева В.Я.,Дата обезличена года рождения является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, так как родители Шарриевой В.Я. решением ... суда от Дата обезличена г. лишены родительских прав. Дата обезличена Шарриева В.Я. закончила обучение в МОУ СОШ Номер обезличен .... В настоящее время продолжает обучение в ....

Шарриева В.Я. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий администрацией ... Дата обезличена г. В настоящее время проживает в семье опекуна, так как своего жилья не имеет. Вместе с тем Шарриева В.Я. имеет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо из категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

В нарушение ст. ст. 40,44 Конституции РФ, ст. 5,8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», а также ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса Шарриевой В.Я. жилое помещение по месту жительства не предоставлено. В связи с чем просит обязать администрацию МО «...» обеспечить Шарриеву В.Я. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации – ... не ниже установленных социальных норм.

В судебное заседание Шарриева В.Я. не явилась, была извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суду представлено письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Исковые требования поддерживает.

В судебном заседании заместитель прокурора - Ушаков С.Г. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Третье лицо Коваль В.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив суду, что является опекуном Шарриевой В.Я., Дата обезличена года рождения, которая относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители Шарриевой В.Я. решением ... суда от Дата обезличена г. лишены родительских прав. Дата обезличена Шарриева В.Я. закончила обучение в МОУ СОШ Номер обезличен .... В настоящее время продолжает обучение в .... Шарриева В.Я. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий администрацией ... Дата обезличена г. В настоящее время проживает в семье опекуна, так как своего жилья не имеет.

Представитель ответчика администрации МО «...» в судебное заседание не явился, суду представлен письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования не признает в связи с тем, что в 2010 году субвенция из бюджета ... на обеспечение жильем Шарриевой В.Я. не поступала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, для чего в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на жилище.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Шарриева В.Я.,Дата обезличена года рождения является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, так как родители Шарриевой В.Я. решением ... суда от Дата обезличена г. лишены родительских прав.

На основании распоряжения администрации ... ... Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что несовершеннолетняя Шариева В.Я. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий из категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Главы администрации ... ... Номер обезличен от Дата обезличена года Коваль В.М. назначена опекуном над несовершеннолетней Шарриевой В.Я., Коваль В.М. выдано удостоверение Номер обезличен от Дата обезличена г.

Согласно справке, выданной ... Номер обезличен от Дата обезличена г. Шарриева В.Я., Дата обезличена года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отец- Ш.Я.К. и мать Ш.Л.В. лишены родительских прав.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадь, не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 121 Семейного Кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания, образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимся без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ.

Положение о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года №156-п, предусматривает порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

Согласно п.2 данного Положения, право на получение безвозмездной субсидии предоставляется детям-сиротам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания Оренбургской области, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании учреждения профессионального образования, расположенного на территории Оренбургской области при условии, что жилые помещения не были закрепленными в установленном порядке за детьми-сиротами и если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

-местом выявления и первичного устройства в семью или на воспитание соответствующее учреждение или местом регистрации их рождения являются населенные пункты Оренбургской области;

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Оренбургской области;

-населенные пункты Оренбургской области являются местом жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Оренбургской области при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации;

Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, а после двадцати трех лет – на общих основаниях.

Субсидия предоставляется детям-сиротам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявившим желание на получение субсидии.

Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели в очередном финансовом году. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 ч.1), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

Ст. ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 239.12.2007 г. №1853/389 « О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан (детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 г. №1347/285-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по соответствующим нормам: одиноко проживающим гражданам – 33 кв.м. общей площади жилья.

Часть 3 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ предусматривает, что решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принимаются органом местного самоуправления.

Следовательно, законом на администрацию Муниципального образования « ...» возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете и достигших совершеннолетия после прекращения опеки и попечительства или после окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждений всех видов профессионального образования.

Из материалов дела усматривается, что Шарриева В.Я. после лишения родительских прав в отношении ее родителей проживала в семье опекуна Коваль В.М. по адресу: ..., ..., ... ....

Шарриева В.Я. Дата обезличена окончила обучение в МОУ СОШ Номер обезличен ... района ..., с Дата обезличена г. является студентом 2 курса очной формы обучения факультета коммерции .... Срок обучения заканчивается в Дата обезличена году. Закрепленного жилья не имеет.

Таким образом, истец соответствует всем требованиям Положения о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Однако вопрос о предоставлении Шарриевой В.Я. субсидии не решен до сих пор, гарантия получения субсидии до исполнения ей 23 лет не предоставлены, что не исключает ситуации, позволяющей ей по достижении 23-летнего возраста претендовать на получение жилья только в общем порядке, что нарушает ее право на получение жилья вне очереди.

При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «...» обеспечить истца жильем не ниже социальных норм подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Шарриевой В.Я. к администрации Муниципальное образование «...» ... об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «...» ... обеспечить Шарриеву В.Я. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации – ... не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: