Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 08.02.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минеевой М.Я. к администрации МО «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, администрации МО «Новоорский район», Правительству Оренбургской области о признании отказа жилищной комиссии администрации МО «Энергетикский поссовет» в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на социальную выплату на приобретение жилья, установил: ФИО16 обратилась в суд с иском к администрации МО «Энергетикский поссовет» Новоорского района, к администрации МО «Новоорский район», к Правительству Оренбургской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на социальную выплату на приобретение жилья, указывая, что является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом. До ДД.ММ.ГГГГ года проживала вместе со своим супругом М.В.Т. в <адрес> <адрес>. Дом был деревянный, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, без каких-либо удобств. Кроме того в селе отсутствовала больница, был только фельдшерский пункт. В ДД.ММ.ГГГГ году она тяжело заболела и они вынуждены были продать дом и переехать в <адрес> к дочери Я.С.В. Своего жилья с мужем в настоящее время не имеют, проживают в квартире дочери. В соответствии с п. 3 ст. 15, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В течение жизни она не воспользовалась данным правом. В ДД.ММ.ГГГГ году обратилась с соответствующим заявлением. Решением жилищной комиссии администрации МО «Энергетикский поссовет» была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и ДД.ММ.ГГГГ было направлено главе администрации Новоорского района ходатайство о выделении ей социальной выплаты как участнику ВОВ для приобретения жилья. Однако ДД.ММ.ГГГГ та же комиссия отменила свое предыдущее решение и отказала ей. Просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Позже от истца Минеевой М.Я. поступило уточненное исковое заявление, в котором указала следующее. Свой отказ в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в решении от ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации МО «Энергетикский поссовет» мотивировала тем, что Минеева М.Я. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Однако она продала свой дом задолго до издания Указа Президента РФ и о его издании в будущем знать не могла, поэтому намерений ухудшить жилищные условия, у нее не было. В связи с чем просит признать отказ жилищной комиссии при администрации МО «Энергетикский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Минеевой М.Я. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, недействительным, признать Минееву М.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за Минеевой М.Я. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Истец Минеева М.Я. в судебное заседание не явилась, хотя своевременно и надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания. Представитель истца Ермолова Е.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные требования истца в судебном заседании поддержала в полном объеме и пояснила, что Минеева М.Я. обратилась с заявлением в администрацию поссовета как ветеран ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии она была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Ходатайство было направлено в администрацию района, но на этом все действия прекратились. Не дождавшись ответа, она вновь обратилась в жилищную комиссию в <адрес>, где получила отказ. Представитель ответчика – администрации МО «Энергетикский поссовет» - Годзь Р.Р., действующая по доверенности от 20.12.2010 г., пояснила, что Минеева М.Я. с заявлением о постановке на учет обратилась в администрацию поссовета ДД.ММ.ГГГГ Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Новоорского района было направлено соответствующее ходатайство. В ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела архитектуры и градостроительства района Н.Л.В. рекомендовала пересмотреть решение жилищной комиссии, поскольку с момента продажи жилого дома Минеевой не прошло 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ личное дело Минеевой было пересмотрено. Жилищная комиссия на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ отменила предыдущее решение от ДД.ММ.ГГГГ и сняла с учета Минееву М.Я. Однако, учитывая преклонный возраст – ДД.ММ.ГГГГ года рождения - и состояние здоровья истца, администрация МО «Энергетикский поссовет» признает исковые требования Минеевой. Представитель ответчика – администрации МО «Новоорский район» – Ф.Е.Г., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в ее отсутствие в ходатайстве пояснила, что полномочия по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, возложены статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» на муниципальные образования – поселения, а не на муниципальные образования – районы, каковым является администрация Новоорского района. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории лиц переданы законом органам государственной власти субъектов Российской Федерации – Правительству Оренбургской области. Им такие полномочия не передавались. Отказа в получении социальной выплаты Минеевой М.Я. Правительством области не выдавалось. В настоящее время учетное дело Минеевой находится в Правительстве Оренбургской области. Ответчик – Правительство Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, представил письменные объяснения, в которых исковые требования Минеевой М.Я. не признал по следующим основаниям. Правительство Оренбургской области не имеет полномочий по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это входит в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования. Поскольку Минеева М.Я. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, то документы на получение ею социальной выплаты как ветераном ВОВ Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства не рассматривались. В связи с чем считает, что исковые требования Минеевой М.Я. к Правительству Оренбургской области предъявлены необоснованно. Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика –администрации МО «Энергетикский поссовет», допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» предусмотрены следующие меры социальной поддержки: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. На основании статьи 23.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. С учетом положений вышеприведенного законодательства суд соглашается с доводами представителя ответчика Ф.Е.Г. о том, что администрация Новоорского района является ненадлежащим ответчиком, по мнению суда, надлежащими ответчиками по настоящему делу являются администрация МО «Энергетикский поссовет» и Правительство Оренбургской области, которые наделены соответствующими полномочиями по признанию граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Согласно копии договора купли-продажи, истец Минеева М.Я. ДД.ММ.ГГГГ продала жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, за <данные изъяты> рублей. Данный договор был зарегистрирован регистрационной службой (л.д. №). Однако, в материалах дела имеется расписка о продаже дома и передаче денег М.В,Т. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). На основании справки МСЭ-2001 № от ДД.ММ.ГГГГ Минеева М.Я. является инвалидом <данные изъяты>, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. №). Свидетель Д.А.Р. показал, что ранее он жил по соседству с семьей Минеевой М.Я. в <адрес>, Минеевы проживали в доме без удобств, в селе был только фельдшерский пункт, больница находилась в 30 км., покупатели их дома использует его сейчас как дачу. Из справок, выданных Новоорским филиалом ГУП <адрес> <адрес> домовладения за Минеевой М.Я. и ее супругом М.В.Т. по Новоорскому району не значится. Согласно уведомлению <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес>, сведения об имеющихся у Минеевой М.Я. и М.В.Т. на праве собственности объектах недвижимости отсутствуют. Аналогичный ответ поступил из <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес>. Из протокола № заседания жилищной комиссии по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 51 ч. 1 ЖК РФ семья Минеевой М.Я. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ для участия в программе «Обеспечение жильем» (л.д. №). В материалах дела имеется ходатайство администрации МО «Энергетикский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья семье ветерана ВОВ Минеевой М.Я., супруг которой М.В.Т. также является ветераном ВОВ. В <адрес> семья проживает с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Энергетикский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании Минеевой М.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ отменено в соответствии со ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, поскольку Минеева имела жилье до ДД.ММ.ГГГГ и право на получение и улучшение жилищных условий возникнет у Минеевой не ранее ДД.ММ.ГГГГ Принято решение снять Минееву М.Я. с учета (л.д. №). До 4 января 2010 года меры социальной поддержки всех категорий ветеранов по обеспечению их жильем за счет средств федерального бюджета зависели от времени постановки ветерана, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет. Так, ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежали обеспечению жильем в соответствии с положениями комментируемой статьи 23.2, а вставшие на учет после 1 января 2005 года - согласно жилищному законодательству РФ. 21 декабря 2009 года принят Закон N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в силу 4 января 2010 года. В связи с принятием указанного Закона комментируемая статья, а также ряд иных статей комментируемого Закона претерпели существенные изменения. Ключевым нововведением стало предоставление некоторым категориям ветеранов права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании установлено, что Минеева М.Я. является ветераном ВОВ, и имеет право на льготы, установленные ст. 15 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением и записью в нем военного комиссара <адрес>. Следовательно, истец имеет право на получение жилья один раз независимо от времени обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и времени постановки на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Кроме этого, она продала фактически свой дом ДД.ММ.ГГГГ год в связи с ухудшением здоровья, является инвалидом войны, нуждается в постоянном постороннем уходе. При таких обстоятельствах с учетом возраста (<данные изъяты> лет) и состояния здоровья истца суд не соглашается с мнением жилищной комиссии администрации МО «Энергетикский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ о намеренном ухудшении Минеевой М.Я. своих жилищных условий. В связи с чем нельзя признать законным отказ жилищной комиссии при администрации МО «Энергетикский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и снятии ее с учета. Поэтому суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца о признании отказа жилищной комиссии в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и признать Минееву М.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий указанных в пункте 4 настоящего Порядка категорий граждан, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство строительства). Меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка предоставляются: гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к следующим категориям (далее - ветераны Великой Отечественной войны): а) инвалиды Великой Отечественной войны; б)участники Великой Отечественной войны. На основании п. 16, 17, 18, 19 вышеназванного постановления установлен следующий порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, в том числе и участникам Великой Отечественной войны. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля представляют в Министерство строительства изменения в списках граждан по каждой категории, утвержденные главой органа местного самоуправления и согласованные с территориальным управлениям социальной защиты населения. Ответственность за обоснованность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и представление документов граждан несут органы местного самоуправления. Министерство строительства формирует единый областной реестр граждан по категориям исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и согласовывает их в части подтверждения льготного статуса с Министерством здравоохранения и социального развития <адрес>, единый областной реестр граждан по категориям ежегодно корректируется с учетом изменений в списках, представляемых органами местного самоуправления. Министерство строительства на основании единого областного реестра и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует список получателей социальной выплаты, получателей жилых помещений по договору социального найма (для ветеранов Великой Отечественной войны) и доводит его до администраций городов и районов области. Орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и представляет в министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления сведения о предоставлении гражданину социальной выплаты или жилого помещения по договору социального найма (для ветеранов Великой Отечественной войны) с указанием даты постановки на учет и приложением следующих документов. Однако, как следует из объяснений администрации МО «Новоорский район» учетное дело на Минееву М.Я. находится в Правительстве Оренбургской области, до настоящего времени не принято решение по вопросу предоставления социальной выплаты на приобретение жилья. Следовательно, иск к Правительству Оренбургской области предъявлен Минеевой М.Я. обоснованно. Отсюда, подлежат удовлетворению и исковые требования о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд, решил: Иск Минеевой М.Я. удовлетворить. Признать отказ жилищной комиссии администрации МО «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Минеевой М.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным. Признать Минееву М.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий и признать право Минеевой М.Я. на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В удовлетворении исковых требований Минеевой М.Я. к администрации МО «Новоорский район» Новоорского района Оренбургской области отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь: Решение не обжаловано, вступило в законную силу 11.02.2011 года. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-8/2011, которое находится в производстве Новоорского районного суда Судья:
от 9 марта 2006 г. N 72-п "О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны" в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что граждане, зарегистрированные на территории Оренбургской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений по договору социального найма, а также утвержден порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.