решение по делу № 2-43/2011 по иску прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления администрации МО `Кумакский сельсовет`



Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 05.02.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Кумакский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Кумакский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Кумакский сельсовет» жилищного законодательства Российской Федерации, реализации программ переселения граждан из аварийного жилого фонда.

По результатам вышеуказанной проверки установлены нарушения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В целях настоящего Федерального закона создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), срок ликвидации Фонда – 01.01.2012.

Целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (всего в размере двухсот сорока миллиардов рублей).

При выполнении Фондом возложенных на него функций правление Фонда:

- принимает решение о предоставлении субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки.

- утверждает порядок проведения мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее в настоящей статье - муниципальное образование).

Статьями 15, 16, 19 ФЗ № 185 предусмотрены условия предоставления финансовой поддержки при проведении капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья, в том числе наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также наличие нормативных правовых актов и иные документов, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных статьей 14 вышеуказанного Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Проверкой соблюдения органами местного самоуправления жилищного законодательства Российской Федерации, реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда выявлены факты бездействия администрации муниципального образования «Кумакский сельсовет».

Так, согласно Реестру «Жилого фонда признанного непригодным для проживания» в <адрес> расположено 13 многоквартирных домов, непригодных для проживания (всего 67 квартир с проживающими в них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 152 лицами):

1. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

2. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

3. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

4. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

5. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

6. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

7. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

8. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

9. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

10. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

11. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

12. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

13. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

В 2007г. все 13 многоквартирных домов обследованы межведомственной комиссией с составлением акта и заключения о признании жилых домов непригодными для проживания, нецелесообразности проведения капитального ремонта. По результатам работы межведомственной комиссии по каждому из 13 многоквартирных домов главой администрации МО «Кумакский сельсовет» К.С.А. изданы распоряжения о признании жилых домов непригодными для проживания и включении их в программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 г.г.».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления мер к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры не предпринято, капитальный ремонт 13 многоквартирных домов не проводился, многоквартирные дома не признаны аварийными, жители указанных домов не переселены и продолжают проживать в указанных жилых помещениях. Органом местного самоуправления не предпринято мер по исполнению условий, предусмотренных ст.ст. 14, 19 Федеральным законом № 185 для включения в Программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Кроме того, проверкой распоряжений о признании жилых домов непригодными для проживания установлено, что они не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Распоряжения главы администрации МО «Кумакский сельсовет» о признании жилого дома непригодным для проживания не соответствуют требованиям ст. ст. 16, 32 Жилищного кодекса РФ, п.п. 5, 6, 7, 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Жилым помещением признается:

жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).

В соответствии с указанным постановлением по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).

Таким образом, заключение межведомственной комиссии должно было содержать выводы либо о непригодности для проживания отдельного (отдельных, но не всех) помещений многоквартирного дома либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно представленным заключениям межведомственной комиссии и акту обследования помещения, многоквартирный дом состоит из нескольких квартир, все жилые помещения и помещения общего пользования непригодны для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно.

В данном случае отсутствовали основания для дачи заключения межведомственной комиссией о признании жилого дома непригодным для проживания.

На вышеуказанные распоряжения главы администрации МО "Кумакский сельсовет" ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в порядке ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» принесены протесты, которые находятся в стадии рассмотрения.

Издание распоряжений о признании 13 жилых домов непригодными для проживания с нарушением требований ст. ст. 16, 32 Жилищного кодекса РФ, п.п. 5, 6, 7, 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» способствовало нарушению жилищных прав граждан (жителей с Кумак), так как до настоящего времени капитальный ремонт многоквартирных домов не проводился, жители домов не переселены, их жилищные условия не улучшились.

С 2007 г. по настоящее время в с <адрес> в 13 многоквартирных домах 152 жителя проживают в условиях, непригодных для проживания. Бездействие органа местного самоуправления - администрации МО «Кумакский сельсовет», выраженное в непринятии мер к проведению капитального ремонта домов и переселения граждан из аварийных домов может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения - частичному обрушению вышеуказанных жилых домов. Бездействие органа местного самоуправления ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в вышеуказанных домах жителей <адрес>.

В соответствии со ст.ст. 4, 5 Устава МО «Кумакский сельсовет» местное самоуправление в сельсовете осуществляется в границах муниципального образования; к вопросам местного значения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Бездействие администрации муниципального образования «Кумакский сельсовет» в части нарушения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, постоянно или временно проживающих в многоквартирных домах, признанных заключением межведомственной комиссии непригодными для проживания. Количество лиц, постоянно или временно проживающих, в 13 вышеуказанных домах регулярно меняется.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст.254 ГПК РФ, бездействие органов местного самоуправления может быть оспорено в суде.

Согласно ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции, относятся споры с участием граждан, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных, экологических и иных правоотношений.

В связи с чем прокурор Новоорского района просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кумакский сельсовет» Новоорского района, выразившееся в неисполнении Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в части непринятия мер по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда; обязать администрацию муниципального образования «Кумакский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства:

- в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» организовать проведение повторного обследования межведомственной комиссией 13 многоквартирных домов с целью определения их технического состояния и возможности проведения капитального ремонта либо реконструкции или сноса аварийных домов;

- разработать и утвердить нормативные и иные правовые акты, предусмотренные ст. ст. 14, 19 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для рассмотрения вопроса о включении правительством <адрес> 13 многоквартирных домов <адрес> в региональную адресную Программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В судебном заседании заместитель прокурора Новоорской районной прокуратуры Дашковский Ю.В. поддержал заявление в полном объеме и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Кумакский сельсовет», выразившееся в непринятии необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение федерального законодательства в сфере жилищного законодательства, а именно в части непринятия мер по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда; обязать администрацию муниципального образования «Кумакский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства: организовать проведение повторного обследования межведомственной комиссией 13 многоквартирных домов с целью определения их технического состояния и возможности проведения капитального ремонта либо реконструкции или сноса аварийных домов; разработать и утвердить нормативные и иные правовые акты для рассмотрения вопроса о включении правительством <адрес> 13 многоквартирных домов <адрес> в региональную адресную Программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. До настоящего времени органом местного самоуправления мер к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры не предпринято, капитальный ремонт 13 многоквартирных домов не проводится, многоквартирные дома не признаны аварийными, жители домов не переселены и продолжают проживать в указанных жилых помещениях. Кроме того, изданные главой администрации МО «Кумакский сельсовет» распоряжения не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Представитель органа местного самоуправления администрации МО «Кумакский сельсовет» Е.С.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявлением прокурора согласился.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определены компетенция, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, урегулированы отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с чем создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), срок ликвидации которого – 01.01.2012 г.

Согласно ст. 4 Закона, целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (всего в размере двухсот сорока миллиардов рублей).

При выполнении Фондом возложенных на него функций правление Фонда:

- принимает решение о предоставлении субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки.

- утверждает порядок проведения мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее в настоящей статье - муниципальное образование).

Статьями 15, 16, 19 закона предусмотрены условия предоставления финансовой поддержки при проведении капитального ремонта, переселения граждан из аварийного жилья, в том числе наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также наличие нормативных правовых актов и иные документов, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных статьей 14 вышеуказанного Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В судебном заседании установлено, что согласно Реестру «Жилого фонда признанного непригодным для проживания» в <адрес> расположено 13 многоквартирных домов, непригодных для проживания, всего 67 квартир с проживающими в них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 152 лицами, а именно:

1. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

2. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

3. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

4. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

5. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

6. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

7. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

8. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

9. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

10. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

11. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

12. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

13. <адрес> (распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из имеющихся в материалах дела заключений межведомственных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ с по и прилагаемых к ним актам обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ с по все 13 вышеуказанных многоквартирных домов признаны непригодными для постоянного проживания. По результатам работы межведомственной комиссии по каждому из 13 многоквартирных домов главой администрации МО «Кумакский сельсовет» К.С.А. изданы распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ с по о признании жилых домов непригодными для проживания и включении их в программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 г.г.».

Доводы представителя заявителя о бездействии органа местного самоуправления подтверждаются имеющимся в материалах дела справкой о результатах проверки соблюдения жилищного законодательства в МО «Кумакский сельсовет» Новоорского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что с 2007 г. по настоящее время в <адрес> в 13 многоквартирных домах 152 жителя проживают в условиях, непригодных для проживания. Непринятие мер к проведению капитального ремонта домов и переселении граждан из аварийных домов может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения – частичному обрушению указных выше жилых домов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в них людей.

Согласно ст. 13 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Ст. 32 ЖК РФ предусматривает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с п.п. 5, 6, 7, 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилым помещением признается:

жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).

В соответствии с указанным постановлением по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).

Таким образом, заключение межведомственной комиссии должно было содержать выводы либо о непригодности для проживания отдельного (отдельных, но не всех) помещений многоквартирного дома либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно представленным заключениям межведомственной комиссии и акту обследования помещения, многоквартирный дом состоит из нескольких квартир, все жилые помещения и помещения общего пользования непригодны для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно, что противоречит действующему законодательству.

В связи с тем, сто изданные распоряжения не соответствуют требованиям указанных выше нормативных актов, на распоряжения главы администрации МО «Кумакский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Новоорского района в порядке ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» принесены протесты.

Издание распоряжений о признании 13 жилых домов непригодными для проживания с нарушением требований ст. ст. 16, 32 Жилищного кодекса РФ, п.п. 5, 6, 7, 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» способствовало нарушению жилищных прав граждан (жителей <адрес>), так как до настоящего времени капитальный ремонт многоквартирных домов не проводился, жители домов не переселены, их жилищные условия не улучшились.

В соответствии со ст.ст. 4, 5 Устава МО «Кумакский сельсовет» местное самоуправление в сельсовете осуществляется в границах муниципального образования; к вопросам местного значения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация МО «Кумакский сельсовет» не в полном объеме выполняет возложенные на нее законом полномочия, бездействие администрации муниципального образования «Кумакский сельсовет» в части нарушения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, постоянно или временно проживающих в многоквартирных домах, признанных заключением межведомственной комиссии непригодными для проживания, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций на территории поселения, в связи с чем в случае обрушения домов создается угроза жизни и здоровью проживающих в них людей.

Имеет место бездействие администрации МО «Кумакский сельсовет» Новоорского района, выразившееся в непринятии необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение федерального законодательства в сфере жилищного законодательства, а именно в части непринятия мер по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда в <адрес>.

Кроме того, изданные главой администрации МО «Кумакский сельсовет» распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ с по в отношении 13 жилых домов о признании жилых домов непригодными для проживания не соответствуют требованиям ст. ст. 16, 32 Жилищного кодекса РФ, п.п. 5, 6, 7, 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании изложенного суд считает, что бездействием администрации МО «Кумакский сельсовет» нарушаются действующее законодательство в области жилищного законодательства, права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ. Следовательно, требования прокурора законны и обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кумакский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в неисполнении Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в части непринятия мер по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Обязать администрацию муниципального образования «Кумакский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства:

- в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» организовать проведение повторного обследования межведомственной комиссией 13 многоквартирных домов с целью определения их технического состояния и возможности проведения капитального ремонта либо реконструкции или сноса аварийных домов;

- разработать и утвердить нормативные и иные правовые акты, предусмотренные ст. ст. 14, 19 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для рассмотрения вопроса о включении правительством <адрес> 13 многоквартирных домов <адрес> в региональную адресную Программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна

Судья:

Секретарь: