решение по делу №2-31/2011 по иску прокурора о признании незаконными действий по эксплуатации скважины питьевого водозабора



Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 15.02.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» о признании незаконными действий по эксплуатации скважины питьевого водозабора с нарушениями законодательства и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Водоканал» о признании незаконным действий по эксплуатации скважины питьевого водозабора с нарушениями санитарного законодательства и возложении обязанности устранить выявленные нарушения, указывая, что в ходе проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проверки установлено, что ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по добыче питьевых подземных вод для водоснабжения <адрес> на основании устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица , лицензии серии ОРБ на право пользования недрами для добычи питьевых подземных вод.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. ст. 3, 7 Постановления Правительства РФ № 544 от 24.07.2000 г. «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В соответствии с п.1.3 – 1.6 «Санитарных правил и норм «Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 г. соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пунктами 3.2.1.1.-3.2.1.5 вышеуказанных санитарных правил установлено, что территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки, переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Кроме того, частью 2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для добычи питьевых вод с целью водоснабжения <адрес>, являющимися приложением к лицензии на право пользования недрами серии ОРБ , выданной ООО «Водоканал», установлено, что владелец лицензии обязан соблюдать основы водного законодательства, законы Российской федерации «О недрах», «Об охране окружающей среды» и требования других нормативных документов в области использования и охраны недр, в том числе: оформить земельный отвод в соответствии с земельным законодательством РФ; соблюдать зоны санитарной охраны подземных вод на скважинах и мероприятия, предусмотренные в пределах этих зон, согласно СНиП 2.04.02-84; составить программу ведения мониторинга подземных вод, которая включает в себя наблюдения за техническим состоянием скважин и состоянием зон санитарной охраны; оборудовать скважины измерительными приборами для проведения мониторинга подземных вод; представить проект зон санитарной охраны водозаборных скважин, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 9 абзаца 1 статьи 12 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 (в редакции от 27.12.2009 г.) предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

Пунктом 10 абзаца 2 статьи 22 этого же Закона установлена обязанность пользователя недр выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.

Согласно Уставу ООО «Водоканал», решению Совета депутатов МО «П.с.» <адрес> первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ , объяснениям директора ООО «Водоканал», деятельность по питьевому водоснабжению населения <адрес> осуществляет ООО «Водоканал».

Проверкой исполнения ООО «Водоканал» санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории МО «П.с.» для водоснабжения населения используется скважина инв. (координаты центра водозабора <адрес> северной широты <адрес> восточной долготы), расположенная на территории <адрес> усадьба ООО АПК «З.к.» на застроенном участке непосредственно на территории ООО АПК «З.к.». Крышки подземной камеры скважины на замок не закрыты. Вода из скважины по водоводу подается в жилые дома поселка.

Объект водоснабжения - скважины не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам питьевого водоснабжения:

территория первого пояса зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной;

дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия (нарушены требования п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);

отсутствует аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины проектной производительности и уровня воды (п. 3.2 названных Санитарных правил);

крышка подземной камеры неплотная, не защищающая от проникновения в камеру атмосферных осадков; в пределах санитарно-защитной полосы водозабора имеются источники загрязнения почвы и грунтовых вод: производственные постройки ( п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02);

не разработан проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02);

габариты подземной камеры скважин недостаточны, не позволяют разместить энергооборудование и КИП, которые в настоящее время размещены рядом со скважиной в электрошкафу (п. 5.9. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, Наружные сети и сооружения»).

Кроме того, предприятием не оформлен земельный отвод под использование скважин, что подтверждается письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8, ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Несоблюдение санитарных правил, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды, создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем.

Статьей 7 Федерального закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на то, чтобы услуга питьевого водоснабжения была безопасна для жизни и здоровья. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги, а также предотвращение причинения вреда услугой, являются обязательными. В соответствии со ст. 11, ч. 2 ст. 548, ст. 542, ст. 547 ГК РФ потребитель как сторона в договоре имеет право на то, чтобы качество подаваемой воды соответствовало установленным требованиям, и на защиту своих прав в суде.

В результате незаконных действий ООО «Водоканал» по эксплуатации систем водоснабжения с нарушением требований законодательства нарушены личные неимущественные права неопределенного круга.

Часть 2 ст. 45 Конституции предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, и присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье личности подлежат защите в судебном порядке.

В связи с чем прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по выявленным нарушениям закона в сфере экологических и санитарно-эпидемиологических правоотношений и просит признать незаконными действия ООО «Водоканал» по эксплуатации скважины инв. (координаты центра водозабора <адрес> северной широты <адрес> восточной долготы), расположенного на территории МО «П.с.»; обязать ООО «Водоканал» устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на эксплуатируемой скважине инв. питьевого водозабора (координаты центра водозабора <адрес> северной широты, <адрес> восточной долготы), расположенного на территории МО «П.с.», а именно:

разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, организовать зоны санитарной охраны скважин;

спланировать территорию первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, огородить и обеспечить охраной. Дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием;

оборудовать водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин;

оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности;

оборудовать подземную камеру плотной крышкой, защищающей от проникновения в камеру атмосферных осадков;

в пределах санитарно-защитной полосы водозабора убрать источники загрязнения почвы и грунтовых вод: порубочные остатки.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Ширинян Э.С. исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Мирохин Ю.Н., директор ООО «Водоканал», в судебное заявление не явился, представил заявление, в котором признал исковые требования в полном объеме, просил принять признание иска и рассмотреть дело в его отсутствие.

Заявление Мирохина Ю.Н. приобщено к материалам дела.

Представитель истца не возражает против принятия признания иска.

На основании ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая, что признание иска представителем ответчика Мирохиным Ю.Н. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой освобожден истец.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Принять признание иска представителем ответчика.

Иск Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Водоканал» по эксплуатации скважины инв. (координаты центра водозабора <адрес> северной широты <адрес> восточной долготы), расположенного на территории МО «П.с.» с нарушениями санитарного законодательства.

Обязать ООО «Водоканал» устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на эксплуатируемой скважине инв. питьевого водозабора (координаты центра водозабора <адрес> северной широты, <адрес> восточной долготы), расположенного на территории МО «П.с.», а именно:

разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, организовать зоны санитарной охраны скважин;

спланировать территорию первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за ее пределы, огородить и обеспечить охраной, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием;

оборудовать водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин;

оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности;

оборудовать подземную камеру плотной крышкой, защищающей от проникновения в камеру атмосферных осадков;

в пределах санитарно-защитной полосы водозабора убрать источники загрязнения почвы и грунтовых вод: порубочные остатки.

Взыскать с ООО «Водоканал» госпошлину в доход государства в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: