решение по делу № 2-28/2011 по заявлению Панина С.Б. об оспаривании бездействия должностных лиц



Решение обжаловалось, вступило в законную силу 09.03.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.,

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Панина С.Б. об оспаривании бездействия должностных лиц,

у с т а н о в и л:

Панин С.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц, указывая, что 17.08.2010 г. он выслал главам администраций МО Новоорского района Оренбургской области п. Энергетик, с. Будамша, с. Чапаевка, с. Кумак, с. Караганка, с. Добровольское, с. Горьковское заказными письмами с уведомлением обращения с просьбой оказать ему и депутатам посильную помощь в замене на заседаниях Совета депутатов аморального открытого голосования более справедливым и честным электронным голосованием. Все письма были ими получены. Однако до настоящего времени ответы на свои обращения он не получил, несмотря на то, что все письма были получены адресатами. Тем самым нарушили требования Федерального закона «О порядке рассмотрения» обращений граждан РФ» о рассмотрении письменных обращений в 30-дневный срок со дня регистрации, хотя, по-видимому, письма не были зарегистрированы. Он десятилетиями, не считаясь со временем и материальными расходами, несмотря на преследования коммунистов и сопротивление руководителей всех рангов, разрабатывал и пятался применить технологию электронного голосования для замены в малых группах аморального для большинства голосующих граждан ( в том числе депутатов) открытого голосования. А главы МО даже не считают важным помочь депутатам и отреагировать на его письма, грубо нарушая Федеральный закон, что его возмущает и расстраивает как гражданина и ветерана труда. При этом ему противопоказаны переживания, поскольку он является пожилым и больным человеком, инвалидом 3 группы из-за заболевания сердца. Считая, что главы указанных администраций грубо нарушили его законные права, просит обязать глав администраций муниципальных образований дать ответы на его обращение, взыскать в его пользу с них расходы по отправлению заказных писем с уведомлением, по уплате госпошлины, по копированию заявления для глав МО и документов к нему, по отправлению заказного письма в суд; взыскать в его пользу с администраций муниципальных образований компенсацию морального вреда в сумме по 1 тысяче рублей.

В судебное заседание Панин С.Б. не явился, просил рассмотреть заявление в его отсутствие в связи с дальностью расстояния, пожилым возрастом и болезнью, и направить в его адрес копии решений суда.

В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представитель заинтересованных лиц – администраций МО « Будамшинский сельсовет», «Чапаевский сельсовет», «Добровольский сельсовет», «Караганский сельсовет», «Кумакский сельсовет», «Горьковский сельсовет» Еремин С.И., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не согласился с заявлением и пояснил, что письма Панина С.Б. были получены, но не зарегистрированы, и не даны ответы на них. Они согласны возместить расходы заявителя, но не согласны с компенсацией морального вреда, поскольку считают, что имеет место злоупотребление правом, причинение морального вреда не доказано заявителем.

Представитель администрации МО «Энергетикский поссовет» Алексеева Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не согласилась с заявлением и пояснила, что признает получение обращения Панина С.Б., и отсутствие регистрации и письма ответа на это обращение. Однако считает, что причинение морального вреда не доказано заявителем, поэтому произведенные заявителем расходы следует возместить, а во взыскании морального вреда необходимо отказать.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(с изменениями от 29 июня, 27 июля 2010 г.)

граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Статья 7 указанного закона содержит требования, предъявляемые к письменному обращению. Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Данное требование закона заявителем выполнено: указаны его данные, куда следует направлять ответ, суть предложения изложена ясно, поставлена личная подпись. В своем обращении заявитель не указывает, к какому главе обращается, однако из имеющихся в материалах дела уведомлений следует, что адресованы обращения главам 7 поселений Новоорского района Оренбургской области: главам администраций п. Энергетик, с. Будамша, с. Горьковское, с. Чапаевка, с. Кумак, с. Добровольское и с. Караганка.

Почтовые отправления заявителя в двух случаях получены лично главами администраций: МО «Горьковский сельсовет» И., и МО «Чапаевский сельсовет» Б., в остальных -работниками сельских администраций, что подтверждается подписями в почтовых уведомлениях.

В силу статьи 8 письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В свою очередь статья 9 предусматривает, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 12 Закона установлено требование к срокам рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, который составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из указанных выше почтовых уведомлений, обращение Панина С.Б. в сельские администрации Новоорского района поступило: в Горьковский, Кумакский, Чапаевский, Караганский сельсоветы – 24.08.2010 г.; в Добровольский сельсовет – 25.08.2010 г., Будамшинский сельсовет – 26.08.2010 г., Энергетикский поссовет – 30.08.2010 г. Отправлены все они, согласно квитанции, 17.08.2010 г.

Соответственно, ответы на обращение должны быть даны заявителю не позднее месяца, т.е. Горьковский, Кумакский, Чапаевский, Караганский сельсоветы – не позднее 24.09.10 г., Добровольский сельсовет – 25.09.10 г., Будамшинский сельсовет – 26.09.10 г., Энергетикский поссовет – 30.09.10 г.

В судебном заседании установлено, что обращения Панина С.Б. в администрациях муниципальных образований не зарегистрированы, ответы на поступившее обращение в адрес заявителя направлены не были, то есть его обращение было оставлено главами сельских поселений без ответа, не рассмотрены.

В своем постановлении от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Верховный Суд указал, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Следовательно, имеет место бездействие глав администраций муниципальных образований, которым нарушены права и свободы гражданина, в частности право гражданина на обращение, гарантированное ст. 33 Конституции РФ..

На международно-правовом уровне это право соотносится с положениями ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд заявителем не пропущен

В связи с чем заявление Панина С.Б. обоснованно и подлежит удовлетворению, суд полагает необходимым обязать глав администраций дать ответ на его письменное обращение.

В соответствии со статьей 16 вышеназванного закона гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Комментируемая статья закрепляет порядок возмещения убытков и взыскания понесенных при рассмотрении обращения гражданина расходов.

Заявитель просит взыскать расходы по отправлению заказных писем с уведомлениями, по уплате госпошлины, по копированию заявления и документов к нему, по отправлению заказного письма в суд, которые подтверждаются представленными квитанциями и в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию с глав администраций в следующих размерах: по отправлению заказных писем – по 35.55 руб. с каждого (248,85 руб.: 7 = 35,55); по уплате госпошлины - по 28,58 руб. с каждого (200 руб.:7=28,58); по копированию заявления и документов к нему – по 3,57 руб.( 25 руб.:7=3,57); по отправлению заказного письма в суд – по 4,11 руб. (28,75 руб.:7=4,11), итого по 71,81 руб.

Что касается требований о компенсации морального вреда, то она прямо предусмотрена Федеральным законом от 2 мая 2006г. N59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ст. 16).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК). Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В связи с чем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает индивидуальные особенности заявителя: степень нравственных страданий, перенесенных им с учетом его состояния здоровья и возраста в результате бездействия заинтересованных лиц; а также степень вины нарушителей, исходит из требований разумности и справедливости, предусмотренных ст.1101 ГК РФ, и полагает необходимым определить ко взысканию по 500 руб. с каждого нарушителя, в остальной части требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление Панина С.Б. в части.

Признать бездействие глав муниципальных образований «Энергетикский поссовет», «Будамшинский сельсовет», «Чапаевский сельсовет», «Добровольский сельсовет», «Караганский сельсовет», «Кумакский сельсовет», «Горьковский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области незаконным.

Обязать глав муниципальных образований «Энергетикский поссовет», «Будамшинский сельсовет», «Чапаевский сельсовет», «Добровольский сельсовет», «Караганский сельсовет», «Кумакский сельсовет», «Горьковский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области дать Панину С.Б. ответы на обращение, направленного в их адрес 17 августа 2010 года, в установленный законом месячный срок.

Взыскать с муниципальных образований «Энергетикский поссовет», «Будамшинский сельсовет», «Чапаевский сельсовет», «Добровольский сельсовет», «Караганский сельсовет», «Кумакский сельсовет», «Горьковский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области в пользу Панина С.Б. судебные издержки в сумме 71,81 руб. с каждого, в том числе: расходы по отправлению заказных писем – по 35.54 руб.,; по уплате госпошлины - по 28,58 руб.; по копированию заявления и документов к нему – по 3,57 руб.; по отправлению заказного письма в суд – по 4,11 руб.

Взыскать с муниципальных образований «Энергетикский поссовет», «Будамшинский сельсовет», «Чапаевский сельсовет», «Добровольский сельсовет», «Караганский сельсовет», «Кумакский сельсовет», «Горьковский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области в пользу Панина С.Б. компенсацию морального вреда по 500 руб. с каждого, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2011 года.

Судья:

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу

Судья: