Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 06.05.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 апреля 2011 года п. Новоорск Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А. при секретаре Пилипенко Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза отходов и мусора, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Новоорский поссовет», указывая, что прокуратурой района совместно с Государственной инспекцией по охране окружающей среды <адрес> была проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления – администрацией МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Новоорский поссовет», на землях поселения между <адрес>, на почвенном грунте размещена несанкционированная свалка отходов размером ориентировочно 08 м. х 10 м. высотой до 0,9 м. без экранирующего слоя. На территории свалки размещены в основном строительные отходы (битый шифер, кирпич и другое), твердые бытовые отходы, отходы от животноводческой деятельности (навоз). Мониторинг по контролю состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов не осуществляется. Производственный контроль, почвы, подземными водами в зоне возможного влияния несанкционированной свалки (качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям), предусмотренный Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г.№16) не осуществляется. Лимиты на размещение отходов, установленные в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду не установлены. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. По результатам проверки установлено: - допущен сброс отходов производства и потребления на почву, чем нарушен п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; - несанкционированная свалка размещена на территории поселения, чем нарушен п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности не соблюдены, чем нарушен п. 1 ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды»; - система мониторинга по контролю состояния окружающей природной среды на территории несанкционированной свалки отсутствует, чем нарушен п. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - лимиты на размещение отходов, установленные в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду не установлены, чем нарушен п. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утверждён, чем нарушены ст. 11, п. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - настоящая свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, чем нарушен п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, в соответствии с п. 18-20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции), к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции) к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции). В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территориях сельских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда. Проверка показала, что администрацией муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района не предпринимается необходимых и достаточных мер по ликвидации данной несанкционированной свалки отходов и мусора, расположенной на земельном участке, находящемся на землях, принадлежащих Новоорскому поссовету, <адрес>. Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и природные земля должны использоваться и охраняться в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По смыслу указанной статьи использование земель и других природных ресурсов не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан) – в данном случае проживающих на территории муниципального образования «Новоорский поссовет». В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции относятся споры с участием граждан, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных, экологических правоотношений. В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Новоорский поссовет» по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, находящегося на землях, принадлежащих Новоорскому поссовету, <адрес>. В судебном заседании заместитель прокурора Новоорской районной прокуратуры Ушаков С.Г. поддержал заявление и пояснил, что прокуратурой Новоорского района была проведена проверка с привлечением госинспектора по охране природы В.О.А. в деятельности муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления. На землях поссовета между <адрес>. была обнаружена несанкционированная свалка, на которой размещены бытовые отходы, строительный мусор и другое. По результатам проверки был составлен акт, с которым был ознакомлен специалист администрации МО «Новоорский поссовет», который с актом согласился, не оспаривал принадлежность данного земельного участка Новоорскому поссовету, обязался устранить выявленные нарушения. Поскольку круг лиц, чьи права нарушены размещением несанкционированной свалки, непостоянен, прокуратура обратилась в защиту неопределенного круга лиц, чьи права нарушены в результате размещения отходов и мусора на данном земельном участке. Считает, что предпринимаемых администрацией МО «Новоорский поссовет» мер по организации и вывозу мусора недостаточно для признания действий органа местного самоуправления законными. Представитель администрации МО «Новоорский поссовет» Булатов А.Н., действующий на основании Устава, с заявлением согласился и пояснил, что администрация не бездействует, сбор и вывоз мусора с территории организован, считает, что здесь корректнее было бы говорить о невыполнении обязанностей по очистке территории.Создана служба, производящая уборку территории, имеется санитарный инструктор, который представленными материалами комиссии . Представитель администрации МО «Новоорский поссовет» Семашкова Н.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора Новоорского района также признала и пояснила аналогично. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля использования земель поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.ст. 12 и 13 этого же закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории сельских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Госстандартом РФ Постановлением от 28.12.2001 N 607-ст введен Межгосударственный стандарт "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ 30772-2001", где дано определение несанкционированной свалке - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заместителем прокурора Ушаковым С.Г. совместно с помощником прокурора Д.А.С. и государственным инспектором <адрес> по охране природы В.О.А., следует, что на землях, принадлежащих Новоорскому поссовету, между началом переулка Совхозного и дамбой, в 50 м. от дамбы, на почвенном грунте размещена несанкционированная свалка отходов размером ориентировочно 08 м. х 10 м. без экранирующего слоя, на территории которой размещены строительные отходы (битый шифер, кирпич и другие), твердые бытовые отходы, отходы от животноводческой деятельности (навоз). Свалка не санкционирована. Мониторинг по контролю состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов, производственный контроль за состоянием атмосферного воздуха, почвы, подземными водами в зоне возможного влияния несанкционированной свалки, предусмотренные Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 от 20.05.2001 г., не осуществляются. Лимиты на размещение отходов не установлены. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. С данным актом, как пояснил глава администрации МО «Новоорский поссовет» Булатов А.Н., они были ознакомлены. Указанное подтверждается также письменными объяснениями специалиста администрации МО «Новоорский поссовет» Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Новоорского района, из которых следует, что он с выявленными нарушениями согласен, наличие несанкционированной свалки на территории поссовета не оспаривает, обещает принять меры по наведению порядка на территории поссовета в ближайшее время. Таким образом, в судебном заседании установлено следующее: в нарушение ст. 11, 12, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выявленная свалка размещена на территории сельского поселения без соответствующего разрешения уполномоченных органов, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение на данной свалке, не установлены лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории размещения отходов отсутствует; в нарушение ст. 51, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ сброс отходов осуществляется на почву; свалка не отвечает требованиям по обеспечению экологической безопасности окружающей среды, то есть нашло подтверждение обнаружение несанкционированной свалки на территории МО «Новоорский поссовет». В соответствии с пп. 8, 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с п.п. 9, 19, 21 ст. 5 Устава МО «Новоорский поссовет» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселения. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 13) устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием или отсутствием возможности по их исполнению, не предусматривает возможность освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенных обязанностей. Кроме того, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании изложенного суд считает, что расположением несанкционированной свалки на территории поселения нарушаются действующее законодательство, права граждан на окружающую благоприятную среду, а также создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в границах поселения и причинения вреда здоровью населения. Кроме этого, суд считает, что обязанности по регулярной очистке территории от отходов, по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенные законом на администрацию Новоорского поссовета, выполняются не в полном объеме, поскольку размещением отходов и мусора на почвенном грунте в не отведенном месте (несанкционированной свалки) на территории МО «Новоорский поссовет» подтверждается бездействие администрации. Суд соглашается с доводами представителей органа местного самоуправления о том, что работа по организации сбора и вывоза мусора ведется, однако вывоз мусора со спорного земельного участка не произведен, очистка этой территории регулярно не ведется, исходя из размера и видов отходов и мусора следует, что мусор складировался на этом участке довольно продолжительное время, но меры по очистке этой территории не предпринимались, виновные лица, допустившие сброс мусора, к ответственности не привлечены. Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории Новоорского поссовета, между <адрес>. Обязать администрацию МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства. Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: подпись Копия верна Судья: Секретарь: