дело №2-103/2011 решение о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Заочное решение не обжаловано, вступило в законную силу 10.06.2011 г.

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Квиринг О.Б.

при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации МО «Булдамшинский сельсовет» Новоорского района,

у с т а н о в и л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Будамшинский сельсовет» указывая, что природоохранной прокуратурой совместно с инспектором Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области В.О.А. была проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления – администрацией МО «Будамшинский сельсовет» требований природоохранного законодательства в водоохраной зоне водных объектов бассейна реки Урал, в ходе которой установлено следующее. На землях поселения в 10 километрах на восток от <адрес>, на территории Будамшинского сельсовета, в 100 метрах от многолетнего подпорного уровня Ириклинского водохранилища, в его водоохраной зоне расположена несанкционированная свалка без твердого покрытия площадью около 2500 кв. метров. На территории свалки размещены в основном отходы животноводства – навоз, а также остатки резиновых и полимерных материалов, лома металлов. За огороженным участком, в направлении к Ириклинскому водохранилищу, на площади примерно 400 кв. метров, размещены отходы животноводства – навоз. В 20 метрах от указанного участка в направлении к Ириклинскому водохранилищу в 50 метрах от многолетнего подпорного уровня воды, на площади примерно 15 кв. метров, расположена несанкционированная свалка – рыболовная сеть, отходы пластмассы, стекла, лома металлов, дерева.

Данная территория не соответствует требованиям ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение, Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. №607-ст, поскольку для размещения отходов не предназначена.

Указанная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что противоречит требованиям п.1 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», кроме того, не соответствует санитарным нормам и правилам и требованиям ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, предусмотренные ФЗ «Об охране окружающей среды», в том числе п.1 ст.35, п.2 ст.51, не соблюдены, допущен сброс отходов на почву. Свалка находится в водоохранной зоне Ириклинского водохранилища, чем нарушены требования п.2 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Вместе с тем, в нарушение требований ч.1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» в границах поселения не организованы сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Часть 1 ст.8 от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза промышленных и бытовых отходов. Согласно ст.ст. 12 и 13 этого же закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории сельских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Указанные требования законодательства должным образом органом местного самоуправления администрацией МО «Будамшинский сельсовет» не исполняются, что свидетельствует о его бездействии, тем самым нарушаются предусмотренные ст.42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Статья 150 ГК РФ указывает на то, что жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые материальные блага, следовательно, несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

В связи с чем природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Будамшинский сельсовет» Новоорского района по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, и обязать администрацию муниципального образования «Будамшинский сельсовет» Новоорского района в срок до 01.05.2011 г. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки в водоохраной зоне Ириклинского водохранилища по адресу: в 10 километрах на восток от <адрес>, в 100 метрах от многолетнего подпорного уровня Ириклинского водохранилища, в его водоохраной зоне, и приведения состояния занимаемого земельного участка в соответствие с требованиями законодательства.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ширинян Э.С. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что администрация Будамшинского сельсовета обязана заниматься сбором и вывозом с территории поселения твердых бытовых отходов и мусора. Природоохранной прокуратурой совместно с инспектором Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области В.О.А. была проведена проверка в деятельности муниципального образования «Будамшинский сельсовет» Новоорского района по соблюдению природоохранного законодательства. В ходе проверки на землях поселения в 10 километрах на восток от <адрес>, в 100 метрах от многолетнего подпорного уровня Ириклинского водохранилища, в его водоохраной зоне, обнаружена несанкционированная свалка, на которой размещены бытовые отходы, мусор. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт. Поскольку круг лиц, чьи права нарушены размещением несанкционированной свалки, непостоянен, прокуратура обратилась в защиту неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика Еремин С.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в предыдущем судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что земля, на которой был обнаружена свалка, не относится к землям муниципального образования. После распада совхоза «Будамшинский» были определены паи, земля выделена людям. Кроме того, муниципалитет не наделен правом собственности на землю, она является государственной и принадлежит МО Новоорский район. Распорядиться отходами может только лицо, в чьей собственности находится земельный участок. В связи с чем просит привлечь в качестве соответчиков администрацию МО «Новоорский район» и ГУ «Орское лесничество», поскольку свалка находится на его землях тоже.

Определением суда от 07.04.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика и 3-его лица привлечены администрация МО «Новоорский район» и ГУ «Орское лесничество».

Представитель ответчика Еремин С.И. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя о времени и месте судебного разбирательства был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, дело слушанием отложить не просил.

В связи с чем судом определено с учетом мнения сторон дело рассмотреть в порядке заочного производства.

Представитель администрации МО «Новоорский район» Филиппова Е.Г., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора не признала и пояснила, что полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок мусора и организации их ликвидации администрация района не наделена. Это входит в компетенцию Будамшинского сельсовета, согласно Закону № 131, на территории которого находится свалка.

Представитель 3-его лица Тудаков Н.Н., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск также не признал, пояснив, что сбор и вывоз отходов входит в компетенцию Будамшинского сельсовета, лесхоз к этому отношения не имеет. К тому же, свалка обнаружена на территории поселения, а не лесхоза.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля использования земель поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.ст. 12 и 13 этого же закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, запрещается захоронение отходов на территории сельских поселений, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из акта осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Орской межрайонной природоохранной прокуратуры Б.С.И. в присутствии государственного инспектора Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области В.О.А., следует, что на территории Будамшинского сельсовета поселения в 10 километрах на восток от <адрес>, в 100 метрах от многолетнего подпорного уровня Ириклинского водохранилища, в его водоохраной зоне, обнаружена несанкционированная свалка площадью 2500 кв. метров, на которой размещены отходы животноводства – навоз, а также остатки резиновых и полимерных материалов, лома металлов.

В судебном заседании представитель администрации МО «Будамшинский сельсовет» не оспаривал нахождение мусора в неустановленном для этих целей месте.

Государственный инспектор Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области В.О.А., допрошенная в судебном заседании, подтвердила наличие несанкционированной свалки при проверке ДД.ММ.ГГГГ Пояснила также, что кому принадлежит земля, не знает.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к нему карты-схемы и фототаблицы, а также обозренной в судебном заседании карты поселения и описания границ Будамшинского сельсовета, несанкционированная свалка расположена на территории МО «Будамшинский сельсовет». То обстоятельство, что контроль за очисткой указанной территории входит в компетенцию администрации поселения, а не в обязанности иных лиц, вытекает из того, что несанкционированная свалка расположена в пределах границ МО «Будамшинский сельсовет».

Согласно п.п.18, 19 ст.14 ФЗ № 131 к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора, вывоза отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, населенных пунктов поселения. Это подтверждается и пунктом 18 Устава Будамшинского сельсовета Новоорского района, в соответствии с которой к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из анализа приведенных выше положений закона, можно сделать вывод о том, что организация сбора и вывоза отходов, в том числе из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации Будамшинского сельсовета. К полномочиям района отнесена лишь утилизация и переработка ТБО. Следовательно, исковые требования к администрации МО «Новоорский район» в части ликвидации несанкционированной свалки нельзя признать обоснованными, в связи с чем они удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 51 ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено следующее: в нарушение ст. 11, 12, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выявленная свалка размещена на территории сельского поселения без соответствующего разрешения уполномоченных органов, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение на данной свалке, не установлены лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории размещения отходов отсутствует; в нарушение ст. 51, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ сброс отходов осуществляется на почву; свалка не отвечает требованиям по обеспечению экологической безопасности окружающей среды.

В соответствии с пп. 8, 18 п. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с п.18 Устава МО «Будамшинский сельсовет» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичное требование содержится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Суд приходит к выводу, что администрацией МО «Будамшинский сельсовет» каких-либо мер по ликвидации несанкционированного места размещения отходов «свалки» не предпринималось. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию и нарушает права жителей муниципального образования на благоприятную и безопасную окружающую среду.

Суд также относится критически к доводам ответчика об отсутствии у администрации МО «Будамшинский сельсовет» полномочий по ликвидации, организации несанкционированных свалок, так как данные полномочия вытекают из приведенных выше положений Федеральных законов «Об охране окружающей природной среды», «Общих принципах организации местного самоуправления».

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

Отсутствие в бюджете муниципального образования поселения денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Кроме того, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.

Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании изложенного суд считает, что расположением несанкционированной свалки на территории поселения нарушаются действующее законодательство, права граждан на окружающую благоприятную среду, а также создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в границах поселения и причинения вреда здоровью населения.

Кроме этого, суд считает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенная законом на администрацию МО «Будамшинский сельсовет», не выполняется, поскольку размещением несанкционированной свалки на территории поселения подтверждается бездействие администрации, что выражается в неисполнении обязанностей, возложенных законом: организация сбора и вывоза мусора, организация благоустройства, земельный контроль за использованием земель поселения, регулярная очистка территории от отходов, предупреждение чрезвычайных ситуаций. Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 233 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Будамшинский сельсовет» Новоорского района по непринятию мер к организации в установленном законом порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования «Будамшинский сельсовет» Новоорского района.

Обязать администрацию муниципального образования «Будамшинский сельсовет» Новоорского района устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки в водоохраной зоне Ириклинского водохранилища по адресу: в 10 километрах на восток от <адрес>, в 100 метрах от многолетнего подпорного уровня Ириклинского водохранилища, в его водоохраной зоне, и приведения состояния занимаемого земельного участка в соответствие с требованиями законодательства.

В удовлетворении требований Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц путем принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки в водоохраной зоне Ириклинского водохранилища за счет администрации Новоорского района отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоорский районный суд, а ответчик вправе подать в Новоорский районный суд Оренбургской области заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: