Решение не обжаловано, вступило в законную силу 17.06.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года п. Новоорск Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А., при секретаре Пилипенко Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Новоорск имени Героя Советского Союза Калачева А.В» Новоорского района Оренбургской области (далее МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В.) о признании бездействия незаконным, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Новоорск имени Героя Советского Союза Калачева А.В» Новоорского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, указывая, что прокуратурой Новоорского района по заданию прокуратуры области № 21/10-2011 от 29.03.2011, совместно с инспектором Северо-Восточного территориального отдела Роспотребнадзор по Оренбургской области И.Г.К. проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения учащихся питанием и требований Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В. Новоорского района в 2011 году по результатам проведения конкурса на право заключения контракта на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, проведенного в соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключен с ИП Я.Н.И. контракт на исполнение муниципального заказа. Согласно контракту, победитель запроса котировок (исполнитель) обязуется оказать услуги по организации горячего питания для учащихся в соответствии с рекомендациями и требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08. МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В. (заказчик) обязуется предоставить исполнителю пищеблок и подсобные помещения, оборудованные холодильным и технологическим оборудованием, столовую мебель; обеспечивает ежедневный бракераж готовой продукции, контроль за меню, нормой расходов продуктов, качества сырья и продуктов, поставляемых исполнителем. Стороны ежеквартально обязаны производить сверку выполнения обязательств. Срок действия контракта истек 31.03.2011, на данный момент новый контракт не заключен, «исполнитель» осуществляет услуги по организации питания в учебном заведении без заключения контракта. В ходе проведенной проверки установлено, что 04.04.2011 в 13 часов в здании МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В. допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований № 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 23.07.2008 № 45: Не предоставляется двухразовое горячее питание, п. 6.8. На момент проверки меню отсутствует. Нет примерного двухнедельного меню, п. 6.4. В обеденном зале не вывешено ежедневное меню, 6.24. Отсутствует шкаф для хранения столовой посуды и столовых приборов, п. 4.7 В складских помещениях отсутствуют приборы измерения температурного режима и влажности, п. 4.14. Используется столовая посуда с отбитыми краями и сколами, п. 4.12. Допускается хранение пищевых продуктов на полу, п. 5.2 Нет инструкции по применению и использованию моющих средств, п. 5.4. Для ополаскивания посуды не установлен гибкий шланг с душевой насадкой, п. 5.10. Кассеты для хранения столовых приборов не подвергаются обработке с применением моющих средств и прокаливанием в духовом шкафу, п. 5.12. Разделочные доски не хранятся на рабочих столах, п. 5.15. Для мытья посуды используется металлическая щетка с загрязнением, п. 5.16. Отсутствуют отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря, п. 5.22. На день проверки не составлена суточная проба в холодильнике для хранения суточных проб за ДД.ММ.ГГГГ, п. 14.11. Отсутствует журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, п. 14.5 Не создана комиссия в составе представителя администрации школы, фельдшера и работника пищеблока для снятия пробы и выдачи готовой продукции, п. 4.16. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в отношении должностного лица - директора учебного заведения возбуждено административное дело по ст. 6.6 КоАП РФ, направлено в Северо-Восточный территориальный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области для привлечения к административной ответственности. В соответствии с ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; обеспечение безопасности детей. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ): законодательное обеспечение прав ребенка. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения в пределах своих полномочий обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению прав детей на обучение и воспитание, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на обучение и воспитание детей. Приказом Министерства образования науки РФ от 28.12.2010 N 2106 утверждены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, которые в части организации питания учащихся надлежащим образом не исполняются. В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания учащихся, воспитанников (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования отражены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах № 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об образовании», учредителями образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления, а отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Для организации питания образовательным учреждением заключается контракт на исполнение муниципального заказа. Администрацией учебного заведения не предпринималось необходимых мер по осуществлению контроля за исполнением условий контракта, вследствие этого на пищеблоке учебного заведения допускались многочисленные нарушения требований СанПиН 2.4.5.2409-08. Кроме того, контракт на обеспечение учащихся питанием на 2 квартал 2011 года не заключен. В настоящее время в образовательном учреждении не принимается мер к устранению вышеуказанных нарушений, что нарушает права учащихся, положения ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. В связи с чем прокурор района просит признать незаконным бездействие администрации МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В., выразившееся в неисполнении ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» при обеспечении питанием учащихся образовательного учреждения. Обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные нарушения законодательства: организовать двухразовое горячее питание; установить шкаф для хранения столовой посуды и столовых приборов; складские помещения оборудовать приборами для измерения температурного режима и влажности; не использовать столовую посуду с отбитыми краями и сколами; исключить случаи хранения пищевых продуктов на полу; разработать инструкции по применению и использованию моющих средств; для ополаскивания посуды установить гибкий шланг с душевой насадкой; кассеты для хранения столовых приборов подвергать обработке с применением моющих средств и прокаливанием в духовом шкафу; оборудовать отдельные помещения (места) для хранения уборочного инвентаря; завести журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья; создать комиссию в составе представителя администрации школы, фельдшера и работника пищеблока для снятия пробы и выдачи готовой продукции. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Новоорской районной прокуратуры Дьяченко А.С. отказался от иска в части требований о признании незаконным бездействия администрации МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск Новоорского района, выразившегося в неисполнении ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при обеспечении питанием учащихся образовательного учреждения. В связи с чем определением суда от 06.06.2011 г. производство по делу в этой части прекращено. Дяченко А.С. в остальной части исковые требования поддержал и пояснил, что в соответствии с законом «Об образовании» в образовательном учреждении должны быть предусмотрены помещения и созданы условия для питания обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения. Все перечисленные в исковом заявлении нарушения были выявлены в ходе проведенной проверки. По факту выявленных нарушений в отношении директора школы возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ, и направлено в отдел Роспотребнадзора. На момент проверки было предъявлено примерное двухнедельное меню, которое не соответствовало требованиям СанПин, оно не было утверждено директором школы, и масса порций была меньше установленной нормы, поэтому представленное меню не было принято комиссией, и ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Роспотребнадзор представление для устранения нарушений, выявленных в представленном меню, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Ответчик МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Представитель третьего лица – отдела образования администрации Новоорского района Шлыков И.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал и пояснил, что на момент проверки меню имелось, оно было утверждено Б., поэтому говорить о том, что его не было, нельзя. Образовательные учреждения финансируются за счет субсидий и субвенций, выделенных средств недостаточно для организации двухразового горячего питания. В соответствии со ст.51 Закона «Об образовании» образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, поэтому считает, что такие условия в МОАУ СОШ №1 созданы, поэтому говорить о бездействии нельзя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснения представителей истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования отражены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах № 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45. Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района с участием инспектора территориального отдела Роспотребнадзора И.Г.К., в МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск им. Калачева А.В. допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований № 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 23.07.2008 № 45, администрацией образовательного учреждения не контролируется надлежащим образом работа сотрудников пищеблока по обеспечению питанием учащихся, а именно: Не предоставляется двухразовое горячее питание, п. 6.8. На момент проверки меню отсутствует. Нет примерного двухнедельного меню, п. 6.4. В обеденном зале не вывешено ежедневное меню, 6.24. Отсутствует шкаф для хранения столовой посуды и столовых приборов, п. 4.7 В складских помещениях отсутствуют приборы измерения температурного режима и влажности, п. 4.14. Используется столовая посуда с отбитыми краями и сколами, п. 4.12. Допускается хранение пищевых продуктов на полу, п. 5.2 Нет инструкции по применению и использованию моющих средств, п. 5.4. Для ополаскивания посуды не установлен гибкий шланг с душевой насадкой, п. 5.10. Кассеты для хранения столовых приборов не подвергаются обработке с применением моющих средств и прокаливанием в духовом шкафу, п. 5.12. Разделочные доски не хранятся на рабочих столах, п. 5.15. Для мытья посуды используется металлическая щетка с загрязнением, п. 5.16. Отсутствуют отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря, п. 5.22. На день проверки не составлена суточная проба в холодильнике для хранения суточных проб за ДД.ММ.ГГГГ, п. 14.11. Отсутствует журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, п. 14.5. Не создана комиссия в составе представителя администрации школы, фельдшера и работника пищеблока для снятия пробы и выдачи готовой продукции, п. 4.16. С актом проверки директор МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск Е.Н.В. была ознакомлена, в своих объяснениях суду согласилась с результатами проверки в части и указала, что на организацию двухразового питания нет денежных средств, а тех, которые выделяет районный и областной бюджет, хватает лишь на горячие завтраки. Примерное двухнедельное меню составляется на начало учебного года, представленное меню, утвержденное главным врачом района Б., проверяющие не сочли действительным. По всем остальным пунктам выявленных нарушений согласна, замечания, кроме одного, устранены, дана заявка на изготовление шкафа для хранения столовой посуды, создана комиссия для снятия пробы и выдачи готовой продукции. Она как директор школы привлечена к административной ответственности и наказана к штрафу, который уплачен в настоящее время. Таким образом, в своих объяснениях директор МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск Е.Н.В. признает, что в ходе проверки, действительно, были выявлены нарушения в области действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения питанием учащихся школы. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ директор МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск Е.Н.В. привлечена к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ, постановление не обжаловано, вступило в законную силу. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И.Г.К., инспектор территориального отдела Роспотребнадзора, показала, что все нарушения, перечисленные в акте проверки имели место, примерное двухнедельное меню на момент проверки ей не представили, она не видела, хотя это меню должно быть составлено и утверждено в начале учебного года (в августе-сентябре), можно составить одно на весь учебный год, а можно два меню составлять с разбивкой на осенне-зимний и зимне-весенний периоды. Приобщенные к материалам дела меню ей в ходе проверки не показывали, они не принимают меню с дописками, оно должно быть утверждено директором школы. Судом были изучены меню, приобщенные к материалам дела представителем истца и представителем третьего лица. Первое меню не утверждено директором школы, второе меню имеет дописки рукописным текстом, утверждено директором школы без указания даты, и представлено в копии, то есть руководитель утвердил копию документа, а подлинник суду не представлен. Исходя из этих обстоятельств представленные копии примерного двухнедельного меню вызывают у суда сомнения в достоверности, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Более того, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком были представлены три копии примерного двухнедельного меню на этот же учебный год, которые различаются по содержанию между собой, а также с меню, приобщенными в ходе судебного заседания. При этом в представленных копиях отсутствуют сведения о согласовании с территориальным отделом Роспотребнадзора и директором школы. Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что примерное двухнедельное меню, отвечающее требованиям действующего законодательства, на момент проверки у ответчика отсутствовало. В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания учащихся, воспитанников (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха учащихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с п. 5.3 Устава МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск организация питания обучающихся в школе возлагается на учреждение. В учреждении предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи. Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией учебного заведения не предпринималось необходимых и достаточных мер по осуществлению контроля за обеспечением питания учащихся, вследствие этого на пищеблоке учебного заведения допускались многочисленные нарушения требований СанПиН 2.4.5.2409-08. В связи с чем бездействием администрации МОАУ СОШ № 1 нарушаются гарантированные вышеприведенным действующим законодательством права учащихся, обучающихся в данном образовательном учреждении, количество которых непостоянно и изменчиво. При таких обстоятельствах иск прокурора Новоорского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. Суд не принимает во внимание доводы представителя третьего лица о недостаточности финансирования учреждения, поскольку закон не связывает обеспечение питанием обучающихся с наличием или отсутствием финансирования и не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению питанием учащихся в зависимости от объема финансирования. Действующее законодательство и Устав МОАУ СОШ № 1 п. Новоорск предоставляет ответчику возможность использования дополнительных источников финансирования, кроме бюджетных поступлений, в виде платных услуг, спонсорской помощи и др. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина, от уплаты которой истец освобожден по закону. Руководствуясь ст.ст. 233,238, 194, 197, 198, ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Новоорск имени Героя Советского Союза Калачева А.В» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в неисполнении ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» при обеспечении питанием учащихся образовательного учреждения. Обязать администрацию муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Новоорск им. Героя Советского Союза Калачева А.В. Новоорского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства: организовать двухразовое горячее питание; установить шкаф для хранения столовой посуды и столовых приборов; складские помещения оборудовать приборами для измерения температурного режима и влажности; не использовать столовую посуду с отбитыми краями и сколами; исключить случаи хранения пищевых продуктов на полу; разработать инструкции по применению и использованию моющих средств; для ополаскивания посуды установить гибкий шланг с душевой насадкой; кассеты для хранения столовых приборов подвергать обработке с применением моющих средств и прокаливанием в духовом шкафу; оборудовать отдельные помещения (места) для хранения уборочного инвентаря; завести журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья; создать комиссию в составе представителя администрации школы, фельдшера и работника пищеблока для снятия пробы и выдачи готовой продукции. Взыскать с муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Новоорск им. Героя Советского Союза Калачева А.В. Новоорского района Оренбургской области госпошлину в доход государства в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: подпись Копия верна Судья: Секретарь: