решение по делу № 2-337/2011 по иску прокурора о понуждении к обеспечению инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 12.07.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов к ООО «Энфарм» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л :

Прокурор Новоорского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов с иском к ООО «Энфарм», указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации».

В результате проверки установлено, что ООО «Энфарм» в деятельности принадлежащей обществу аптеки «Энфарм», расположенной по адресу: <адрес>, допускаются следующие нарушения.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принята в Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; подписана РФ 27.09.2008 г.) меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидов, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите социальных прав инвалидов в РФ», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством России.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов
меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для парковки специальных автотранспортных средств ин­валидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно требованиям строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, при но­вом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышлен­ных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (далее также - МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность пере­мещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение МГН полноценной и качественной инфор­мации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать обору­дование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 14).

Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

В здании должен быть один как минимум вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13).

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом тех­нических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14).

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, сле­дует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц следует предусмотреть пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (3.17.).

В соответствии со ст. ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса, ст.ст. 6-8 Феде­рального закона № 19-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Градо­строительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязатель­ными к применению.

В ходе проведенной проверки установлено, что помещение аптеки расположено с торцевой стороны девятиэтажного дома. Вход в аптеку не оборудован техническим средствами оповещения персонала аптечного учреждения о прибытии к зданию аптеки лица, не имеющей физической возможности входа в помещение аптеки и желающего воспользоваться услугами аптечного учреждения.

Перед входом в аптеку расположена ступень размером примерно 1,5 м. х 1,5 м., углы которой округлены, вход оборудован железной одностворчатой дверью, порог высотой около 7 см., через 30 см. вторая дверь – деревянная, открывается вовнутрь, порог около 7 см.

К торговом залу аптеки ведет коридор шириной около 2 м., вход в торговый зал оснащен пластиковой одностворчатой дверью со стеклом, шириной 78 см. Открытие данной двери инвалидом при отсутствии верхней конечностей возможно только с посторонней помощью, в том числе в связи с тем, что дверь открывается наружу.

Для инвалидов-колясочников имеются препятствия в виде отсутствия кнопки вызова персонала, порогов и небольшой ширины двери в торговый зал.

Таким образом, ООО «Энфарм» нарушено вышеуказанное действующее законодательство по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – аптеке ООО «Энфарм», <адрес>.

В соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию,.

Порядок лицензирования и лицензионные требования и условия при осуществлении данной деятельности определены в Положении «О лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения.», который является обязательным для всех аптеных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

В силу п. 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.

Аптечной организации следует пред смотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружения для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, в соответствии со ст. 2, 3, 6 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Таким образом, ООО «Энфарм» не соблюдаются как требования законодательства о социальной защите инвалидов, так и лицензионные требования в области фармации.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлени­ем в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В данном случае иск подается прокурором в интересах неопределенного круга лиц, т.к. число инвалидов постоянно меняется.

Просит обязать ответчика оборудовать вход в здание аптеки техническими средствами оповещения персонала аптечного учреждения о прибытии к зданию аптеки лица, не имеющего физической возможности входа в помещение аптеки и желающего воспользоваться услугами аптечного учреждения, уменьшить высоту порогов в аптеке.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дьяченко А.С. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика руководитель ООО «Энфарм» Л.Г. Васильева в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, просила принять признание иска.

В соответствии со ст. 39 Гражданско-процессуального Кодекса РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Признание иска представителем ответчика занесено в протокол судебного заседания и подписано Л.Г. Васильевой.

Судом разъяснены представителям ответчика последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой был освобожден истец.

Руководствуясь ст. 39, 173, 194 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Принять признание иска представителем ответчика.

Иск прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов удовлетворить.

Обязать ООО «Энфарм» произвести необходимые действия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в аптечное учреждение – аптеку «Энфарм», расположенную в <адрес>, а именно: оборудовать вход в здание аптеки техническими средствами оповещения персонала аптечного учреждения о прибытии к зданию аптеки лица, не имеющего физической возможности входа в помещение аптеки и желающего воспользоваться услугами аптечного учреждения, уменьшить высоту порогов в аптеке.

Взыскать с ООО «Энфарм» госпошлину в доход государства в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: