Решение не обжаловано, вступило в законную силу 15.07.2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 июня 2011 года п. Новоорск Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А. при секретаре Пилипенко Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления - администрации МО «Новоорский поссовет» <адрес>, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления - администрации МО «Новоорский поссовет» <адрес>, указывая, что прокуратурой Новоорского района Оренбургской области с привлечением Главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Н.р.у.в.» проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства, регламентирующего вопросы захоронения и утилизации биологических отходов. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» <адрес>, в 2 км. от <адрес> имеется скотомогильник, который не соответствует ветеринарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний опасных для жизни людей и животных. Так, проведенной проверкой установлено, что: в нарушение п. 5.6 и п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995 года № 13-7-2/469 (далее по тексту Правила утилизации) ограждение скотомогильника и въездные ворота отсутствуют, к объекту не пристроены: помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильники, являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. Несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Проведенной проверкой выявлено, что указанный скотомогильник не состоит на балансе администрации Новоорского поссовета <адрес>. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Вместе с тем установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации Новоорского поссовета <адрес> не передавались. Следовательно, принятие мер по содержанию скотомогильника и его оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. При этом, имеет место незаконное бездействие со стороны администрации Новоорского поссовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области для выделения средств на обустройство и содержание скотомогильника, что является нарушением п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым регламентировано, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений относится к вопросам местного значения поселений. Также, указанным бездействием нарушаются положения ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми регламентировано право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органом местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Прокурор Новоорского района вправе в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом, заявление может быть подано в суд по месту жительства или месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления. В связи с чем прокурор Новоорского района просит в судебном порядке признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося в 2 км. от <адрес> на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» <адрес>. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника, расположенного на территории МО «Новоорский поссовет» <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоорский поссовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника. В судебном заседании помощник прокурора Новоорского района Дьяченко А.С. поддержал заявление и пояснил, что прокуратурой Новоорского района была проведена с привлечением Главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Н.р.у.в.» проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства, регламентирующего вопросы захоронения и утилизации биологических отходов. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» <адрес>, в районе <адрес> имеется скотомогильник, который не соответствует ветеринарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных, а именно: отсутствуют ограждение, въездные ворота, к объекту не пристроены помещения для вскрытия трупов животных и для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов. В соответствии с законом обязанность по оборудованию и содержанию скотомогильников возложена на субъекты РФ, т.е. Правительство Оренбургской области. Поэтому просит признать бездействие Правительства области незаконным и обязать его в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать скотомогильник, расположенный на территории МО «Новоорский поссовет» <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. А также признать бездействие МО «Новоорский поссовет» <адрес> в связи с не обращением в Правительство области по вопросу о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника, незаконным. Представитель Правительства Оренбургской области П.А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается телефонограммой. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, заявленных в отношении Правительства Оренбургской области. Представитель администрации МО «Новоорский поссовет» Семашкова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением не согласилась и пояснила, что администрация не бездействует, она обращалась в районную администрацию с предложением завершить строительство скотомогильника, расположенного в районе <адрес>, совместно с администрацией района, хотя обустройство и содержание скотомогильника не входит в ее компетенцию. Однако ответ на свое предложение они не получили. Государственные полномочия и денежные средства для этого им не передавались. На их балансе скотомогильник не находится. С выявленными нарушениями согласна. В Правительство Оренбургской области с вопросом о выделении средств для обустройства и содержания скотомогильника письменно не обращалась администрация, поскольку это не входит в их полномочия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области. здана служба, производящая уборку территории, имеется санитарный инструктор, который представленными материалами комиссии с 20 Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на селения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В соответствии со ст. 26.3 п. 2 подп. 49 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 данного Федерального Закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники. В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284 приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ не предусматривает. Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, названного выше, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Согласно. п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В судебном заседании установлено, что в собственность или ведение поселения скотомогильник не передавался, на балансе администрации он не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника, администрации поселения не передавались. Отсюда, судом установлено, что спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного скотомогильника. Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. В соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденными 04.12.1995 N 13-7-2/469 (Правил утилизации), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п. 5.6.). Согласно п. 5.8. Правил утилизации, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Главным государственным ветеринарным инспектором <адрес> К.И.Г., госветинспектора С.Н.П., следует, что скотомогильник под № 12, расположенный в <адрес>, ограждения и навеса над ямой не имеет, глубина траншеи составляет 1,5 м., ширина – 1м., отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, нет помещения для хранения дезсредств, инвентаря. Дано заключение о том, что скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным Правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Согласно справке о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района с привлечением Главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Н.р.у.в.», указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ нарушения Правил утилизации не устранены: отсутствуют ограждение и въездные ворота, к объекту не пристроены помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Допрошенная в судебном заседании государственный ветеринарно-санитарный инспектор ГУ «Н.р.у.в.» С.Н.П. подтвердила, что скотомогильник в районе <адрес> не соответствует требованиям Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469: ограждение и въездные ворота отсутствуют, нет навеса над ямой, нет помещений для вскрытия трупов животных, для хранения дезсредств, инвентаря. Скотомогильник действующий, ранее он принадлежал совхозу, в настоящее время не имеет собственника, используется населением и АПК «Золотой Колос», на балансе администрации «Новоорский поссовет» не состоит, о наличии этого скотомогильника они сообщали в Министерство сельского хозяйства области в отчетах дважды в год весной и осенью. При таких обстоятельствах суд считает, что требования закона Правительством Оренбургской области не выполняются, меры по оборудованию и содержанию скотомогильника не принимаются, денежные средства администрации МО «Новоорский поссовет» на их обустройство не выделяются. В связи с чем суд приходит к выводу о бездействии Правительства Оренбургской области, выразившемся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося в 2 км. от <адрес> на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» <адрес>. По мнению суда, данным бездействием нарушаются не только действующее законодательство, приведенное выше, но и права граждан, гарантированные национальным и международным правом, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования, количество которого непостоянно, то есть права неопределенного круга лиц.. Между тем, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в отношении Правительства Оренбургской области, поскольку оспариваемым бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц и действующее законодательство. Разрешая требования прокурора в отношении органа местного самоуправления, суд приходит к следующему. В силу ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, п.п. 9 п.1 ст. 5 Устава МО «Новоорский поссовет» <адрес> предусмотрено участие сельсовета в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. Между тем, в судебном заседании истцом не были приведены конкретные нормативные акты, которые возлагают на орган местного самоуправления обязанность по обращению к Правительству Оренбургской области с вопросом о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника., прямого указания на возложение полномочий по обращению за выделением средств для оборудования скотомогильников нет ни в ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни в Уставе муниципального образования. Следовательно, требования прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации МО «Новоорский поссовет» не подлежат удовлетворению. Суд не соглашается с доводами представителя Правительства Оренбургской области в той части, что орган местного самоуправления должен обратиться с заявлением о признании скотомогильника бесхозяйным в соответствии со ст. 225 ГК РФ. Статья 225 ГК РФ допускает в случае признания имущества бесхозяйным в последующем признание бесхозяйной вещи муниципальной собственностью, между тем возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления - администрации МО «Новоорский поссовет» <адрес> удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося в 2 км. от <адрес> на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» <адрес>. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника, расположенного на территории МО «Новоорский поссовет» <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований отказать. Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: подпись Копия верна Судья: Секретарь: