дело №2-333/2011 решение о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 05.07.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.,

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губаевой У.А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоорском районе Оренбургской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Губаева У.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Новоорском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в Новоорском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника УПФ ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Не засчитаны в льготном порядке периоды работы в должности медицинской сестры хирургического отделения Новоорской ЦРБ:

- отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- отпуск по уходу за ребёнком до 1,6 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С данным решением не согласна. Указывает, что до ДД.ММ.ГГГГ КЗоТ РФ отпуск по уходу за ребенком засчитывал в стаж работы по специальности. Во время отпуска по уходу за ребенком сохранялось место работы (должность). Следовательно, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она имела право на льготное исчисление стажа.

Просит признать отказ незаконным, включить в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев вышеуказанные периоды работы в должности медицинской сестры и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Губаева У.А. поддержала исковые требования.

Представитель ГУ-УПФ РФ в Новоорском районе Руппель В.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, пояснив, что у истца недостаточно специального 25-летнего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии. Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет засчитаны календарно, т.к. в эти периоды не выполнялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом пенсионный фонд руководствовался Постановлением № 464 от от 06.09.1991 г и № 516 от 11.07.2002 г. По представленным документам специальный стаж Губаевой составляет 24 года 03 месяца 1 день вместо требуемых 25 лет.

Представитель ответчика Туксарина Г.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск также не признала и пояснила аналогично.

Выслушав объяснения сторон, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Новоорском районе, истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа в 25 лет. Ее стаж составляет 24 года 03 месяца 1 день. Засчитаны календарно периоды: нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по уходу за ребёнком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в эти периоды не осуществлялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение.

Конституция РФ гарантирует каждому человеку и гражданину социальное обеспечение по возрасту (ст. 39).

На основании ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.

Из копии трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу медсестрой хирургического отделения в <данные изъяты>, в которой работает по настоящее время.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, суд считает необходимым применить нормы пенсионного законодательства, действовавшие во время работы истца в спорные периоды.

Согласно свидетельству о рождении, истец имеет сына Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В судебном заседании установлено, что со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет, отпуска ей были предоставлены во время работы ее медицинской сестрой хирургического отделения <данные изъяты>.

С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью необходимо руководствоваться:

- в отношении периодов, имевших место до 01.11.1999 г. - Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464;

- в отношении периодов, имевших место с 01.11.1999 г. по 12.11.2002 г. - Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066;

- в отношении периодов после 12.11.2002 г. - Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.

Поскольку спорный период имел место до 01.11.1999 г., при определении специального стажа подлежит применению Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Таким образом, стаж медицинской работы в должности медсестры хирургического отделения подлежит исчислению в льготном порядке.

Каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа отпуска по беременности и родам указанные нормативно-правовые акты не содержат.

При таких обстоятельствах, решение пенсионного фонда об исчислении отпуска по беременности и родам в календарном порядке в период, имевший место до 01.11.1999 г., и применение к спорным правоотношениям п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, и в связи с этим отказ Губаевой У.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, установленного подп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ", является незаконным.

По трудовому законодательству основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивается он пособием по государственному социальному страхованию.

Основанием для назначения указанного пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Следовательно, период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть также исчислен в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев с учетом периода работы, когда эти отпуска предоставлялись (до 01.11.1999 года).

Отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных основаниях в связи со вступлением в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», то есть с 06.10.1992 года.

Между тем, до вступления в силу данного Закона действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, оспариваемый период нахождения Губаевой У.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенку возраста полутора лет подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как установлено в судебном заседании, истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенку возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть спорные отношения возникли в период действия законодательства, не содержащего в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

При таких обстоятельствах вывод ответчика об отказе во включении в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенку возраста полутора лет после 06.10.1992 года в льготном порядке не основан на законе, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, причем в льготном порядке, что и периоды работы, когда отпуск ей был предоставлен, то есть 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Вывод суда соответствует разъяснению, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 г. № 156/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» (п.6), согласно которому время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере.

Из объяснений представителя ответчика Руппель В.И. при льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) спорных периодов дополнительно подлежат включению 9 месяцев 13 дней, что в совокупности с включенным по решению начальника УПФ периодом (24 года 03 месяца 01 день) составит более требуемых 25 лет.

Исходя из вышеизложенного, отказ пенсионного фонда является незаконным, так как на день подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ у истца имелся необходимый 25-летний специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, независимо от возраста.

На основании изложенного и ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения, истцу необходимо назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Губаевой У.А. удовлетворить.

Признать отказ ГУ – УПФ РФ в Новоорском районе Оренбургской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Новоорском районе Оренбургской области включить в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев в специальный стаж Губаевой У.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:

отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

и назначить Губаевой У.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна

Судья:

Секретарь:

Мотивированное решение вынесено 24.06.2011 года.

Судья:

Секретарь: