Решение не обжаловано, вступило в законную силу 08.07.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года п. Новоорск Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А. при секретаре Пилипенко Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления - администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления - администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, указывая, что прокуратурой Новоорского района Оренбургской области с привлечением Главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Новоорское районное управление ветеринарии» проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства, регламентирующего вопросы захоронения и утилизации биологических отходов. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, в районе <адрес> имеется скотомогильник, который не соответствует ветеринарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний опасных для жизни людей и животных. Так, проведенной проверкой установлено, что: в нарушение п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995 года № 13-7-2/469 (далее по тексту Правила утилизации) ограждение территории скотомогильника отсутствует, въездные ворота отсутствуют, траншея по периметру отсутствует; в нарушение п. 5.8 Правил утилизации к объекту не пристроены: помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильники, являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. Несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Проведенной проверкой выявлено, что указанный скотомогильник не состоит на балансе администрации Приреченского сельсовета Новоорского района. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Вместе с тем установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации Приреченского сельсовета Новоорского района не передавались. Следовательно, принятие мер по содержанию скотомогильника и его оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. При этом, имеет место незаконное бездействие со стороны администрации Приреченского сельсовета Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области для выделения средств на обустройство и содержание скотомогильника, что является нарушением п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым регламентировано, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений относится к вопросам местного значения поселений. Также, указанным бездействием нарушаются положения ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми регламентировано право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органом местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Прокурор Новоорского района вправе в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом, заявление может быть подано в суд по месту жительства или месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления. В связи с чем прокурор Новоорского района просит в судебном порядке признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося в <адрес> на территории муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.12.2011 г. устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в <адрес> МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника. В судебном заседании помощник прокурора Новоорского района Дьяченко А.С. поддержал заявление и пояснил, что прокуратурой Новоорского района была проведена с привлечением Главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Новоорское районное управление ветеринарии» проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства, регламентирующего вопросы захоронения и утилизации биологических отходов. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, в районе <адрес> имеется скотомогильник, который не соответствует ветеринарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных, а именно: территория скотомогильника не ограждена, отсутствуют въездные ворота, траншея по периметру; к объекту не пристроены помещения для вскрытия трупов животных и для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов. В соответствии с законом обязанность по оборудованию и содержанию скотомогильников возложена на субъекты РФ, т.е. Правительство Оренбургской области. Поэтому просит признать бездействие Правительства области незаконным и обязать его в срок до 01.12.2011 г. оборудовать скотомогильник в <адрес> МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. А также признать бездействие МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района в связи с не обращением в Правительство области по вопросу о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника, незаконным. Представитель Правительства Оренбургской области П.А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской. Кроме того, в своем письменном отзыве требования прокурора Новоорского района не признал и пояснил, что скотомогильник является бесхозяйной недвижимой вещью, поэтому должен быть поставлен на учет органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. Представитель администрации МО «Приреченский сельсовет» Еремин С.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением не согласился и пояснил, что администрация не бездействует, обустройство и содержание скотомогильника не входит в его компетенцию. Государственных полномочий и денежных средств для этого им не передавались. На их балансе скотомогильник не находится. С выявленными нарушениями согласен. В Правительство Оренбургской области с вопросом о выделении средств для обустройства и содержания скотомогильника письменно не обращался, поскольку это не входит в полномочия совета. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на селения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В соответствии со ст. 26.3 п. 2 подп. 49 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 данного Федерального Закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники. В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284 приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ не предусматривает. Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, названного выше, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Согласно. п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В судебном заседании установлено, что в собственность или ведение сельского поселения скотомогильник не передавался, на балансе администрации он не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника, администрации поселения не передавались. Отсюда, судом установлено, что спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного скотомогильника. Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. В соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденными 04.12.1995 N 13-7-2/469 (Правил утилизации), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п. 5.6.). Согласно п. 5.8. Правил утилизации, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Главным государственным ветеринарным инспектором Новоорского района К.И.Г. с участием главы администрации МО «Приреченский сельсовет» Ч.И.С., госветинспектора С.Н.П., следует, что скотомогильник под № 7, расположенный в <адрес>, не имеет ограждения, глубина траншеи составляет 1,5 м, ширина 1,0 м, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, нет помещения для хранения дезсредств, инвентаря. Дано заключение о том, что скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным Правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Данный акт главой администрации Ч.И.С. подписан и им не оспаривался. В связи с чем в адрес главы администрации МО «Приреченский сельсовет» госветинспектором было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранить нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ Однако, как следует из справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района с привлечением Главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Новоорское районное управление ветеринарии», указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ нарушения Правил утилизации не устранены: ограждение территории скотомогильника и въездные ворота отсутствуют, траншея по периметру отсутствует, к объекту не пристроены помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Допрошенная в судебном заседании государственный ветеринарно-санитарный инспектор ГУ «Новоорское районное управление ветеринарии» С.Н.П. подтвердила, что скотомогильник в <адрес> не соответствует требованиям Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469: яма не огорожена, нет въездных ворот, нет помещений для вскрытия трупов животных, для хранения дезсредств, инвентаря. Скотомогильник действующий, ранее он принадлежал совхозу «Новоорский», в настоящее время не имеет собственника, на балансе администрации «Приреченский сельсовет» не состоит, о наличии этого скотомогильника они сообщали в Министерство сельского хозяйства области дважды в год весной и осенью. При таких обстоятельствах суд считает, что требования закона Правительством Оренбургской области не выполняются, меры по оборудованию и содержанию скотомогильников не принимаются, денежные средства администрации МО «Приреченский сельсовет» на их обустройство не выделяются. В связи с чем суд приходит к выводу о бездействии Правительства Оренбургской области, выразившемся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося в <адрес> на территории муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области. По мнению суда, данным бездействием нарушаются не только действующее законодательство, приведенное выше, но и права граждан, гарантированные национальным и международным правом, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования, количество которого непостоянно, то есть права неопределенного круга лиц.. Между тем, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в отношении Правительства Оренбургской области, поскольку оспариваемым бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц и действующее законодательство. Разрешая требования прокурора в отношении органа местного самоуправления, суд приходит к следующему. В силу ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, п.п. 9 п.1 ст. 5 Устава МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района предусмотрено участие сельсовета в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. Между тем, в судебном заседании истцом не были приведены конкретные нормативные акты, которые возлагают на орган местного самоуправления обязанность по обращению к Правительству Оренбургской области с вопросом о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника., прямого указания на возложение полномочий по обращению за выделением средств для оборудования скотомогильников нет ни в ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни в Уставе муниципального образования. Следовательно, требования прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации МО «Приреченский сельсовет» не подлежат удовлетворению. Суд не соглашается с доводами представителя Правительства Оренбургской области в той части, что орган местного самоуправления должен обратиться с заявлением о признании скотомогильника бесхозяйным в соответствии со ст. 225 ГК РФ. Статья 225 ГК РФ допускает в случае признания имущества бесхозяйным в последующем признание бесхозяйной вещи муниципальной собственностью, между тем возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области и органа местного самоуправления - администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося в <адрес> на территории муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01.12.2011 г. устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в <адрес> МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований отказать. Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: