дело №2-410/2011 по иску прокурора Новоорского района к администрации МО `Приреченский сельсовет` Новоорского района о признании незаконным бездействия при обращении с гидротехническими сооружениями



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 19.08.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2011 года Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Квиринг О.Б.,

при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия при обращении с гидротехническими сооружениями (ГТС),

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления при обращении с гидротехническими сооружениями (далее ГТС), указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) в Новоорском районе установлено, что ГТС, расположенное на территории МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района - на ручье без названия в <адрес> (площадь водного зеркала около 0,006 кв. м., объём около 10,5 тыс. куб. м.), не оформлено на праве собственности у како­го-либо физического или юридического лица. Фактически ГТС является бес­хозяйным, сведения в единый регистр по нему не внесены.

Указанные сведения о бесхозяйном положении ГТС представлены администрацией Новоорского района и нашли свое подтвержде­ние при рассмотрении гражданских дел судом, в частности в решении суда от 05.05.2009 г.

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N -117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финан­совых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные не­движимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению орга­на местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет ор­ган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обра­титься в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер направлен­ных на безопасность эксплуатации ГТС.

Обязанность по осуществлению мер безопасности даже по отноше­нию к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации воз­ложена подп. 8 п. 1 ст. 14, подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципально­го района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципаль­ного района.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образова­ния поселения, на территории которого находятся ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления администрация поселе­ния, имея информацию о бесхозяйном положении ГТС, в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась.

Одной из причин не обращения в регистрационную службу является отсутствие технических документов на ГТС, представление которых преду­смотрено федеральным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно части II Положения, установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества, а именно: принятие на учет объекта не­движимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявле­нию должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имуще­ства, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверен­ные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недви­жимого имущества (п. 5)

Поскольку именно администрация поселения должна обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, постольку администрация поселения должна к данному заявле­нию приложить необходимые документы, установленные п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Для получения документов, содержащих описание объекта недви­жимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, администрация поселения должна обратиться в специализированную орга­низацию по учету объектов недвижимого имущества, заключить договор на изготовление данной документации и впоследствии получить данную доку­ментацию.

Несмотря на то, что документы, содержащие описание ГТС, у админи­страции поселения отсутствуют, администрация поселения не предпринима­ет никаких действий, направленных на изготовление данных документов.

Отсутствие данных документов препятствует исполнению обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества ГТС, установленной ч. 3 ст. 225 ГПК РФ.

Анализ действующего законодательства показал, что правом обраще­ния в суд с заявлением о понуждении местных администраций предпринять действия, направленные на исполнение требований законодательства по по­становке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, наделен лишь про­курор (ст.ст. 45, 254 ГПК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории муниципального образования с целью защиты их прав и интере­сов. Неизготовление технической документации на ГТС ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, так как у администрации поселения отсутствуют действительные данные о состоянии ГТС, администрация посе­ления не принимает меры, направленные на устранение бесхозяйного поло­жения ГТС, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в по­селении.

В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Приреченский сельсовет» по учету объектов недвижимого имущества, выразившееся в не обращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества, в том числе плана объектов недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на ручье без названия в <адрес> <адрес> (площадь водного зеркала около 0,006 кв. м., объём около 10,5 тыс. куб. м.).

Обязать администрацию муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объектов недвижимого имущества, в том числе план объектов недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на <адрес> <адрес> (площадь водного зеркала около 0,006 кв. м., объём около 10,5 тыс. куб. м.).

В судебном заседании представитель истца зам.прокурора Новоорского района Дашковский Ю.В. поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что гидротехническое сооружение, расположенное на ручье без названия в <адрес> (площадь водного зеркала около 0,006 кв. м., объём около 10,5 тыс. куб. м.) фактически является бесхозяйным, однако администрация МО «Приреченский сельсовет», на территории которого находится ГТС, в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения не обращается. В мае 2009 года судом было вынесено решение, обязывающее администрацию района выполнить действия по постановке на учет ГТС, районная администрация проводит работу, из 24 ГТС, имеющихся в районе, за это время подготовлены документы на 8 ГТС. Техническая документация на данное ГТС отсутствует. Обязанность по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет ГТС как бесхозяйного имущества возложена на администрации поселения. Администрация МО «Приреченский сельсовет» бездействует до настоящего времени, в связи с чем просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель администрации МО «Приреченский сельсовет» в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом. Суду представлено письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель 3-его лица - администрации МО «Новоорский район» Филиппова Е.Г., действующая по доверенности от 11.01.2011 года, в судебном заседании согласилась с заявлением и пояснила, что данное ГТС находится на землях администрации района. Указанный объект не используется, с заявлением для оформления технической документации администрация района не обращалась. Администрация района принимала меры по исполнению решения суда от 2009 года, из 24 ГТС по 8 документы уже готовы. Однако при обращении в регистрирующий орган, им было устно разъяснено, что им будет отказано в постановке на учет, в связи с тем, что согласно ст. 225 ГК РФ таким правом наделены администрации поселения, на территории которых находятся объекты недвижимости.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из акта проверки, проведенной прокуратурой Новоорского района 24.04.2009 года с участием заместителя главы администрации муниципального образования «Новоорский район» М.А.А., заместителя начальника ГО № 2 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области К.Д.Б., государственного инспектора Оренбургской области по охране природы ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» В.О.А., следует, что на территории МО «Новоорский район» примерно в <адрес> <адрес> на ручье без названия находится гидротехническое сооружение, площадь водного зеркала около 0, 006 кв.км., которое является бесхозяйным. Какие-либо правоустанавливающие документы на техническое состояние, информация о владельце отсутствуют, право собственности на данный объект не установлено, инвентаризация с целью установления собственника, владельца на данное гидротехническое сооружение не проведена. Таким образом, гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В органы регистрации с заявлением о постановке на учет данного бесхозяйного гидротехнического сооружения администрация МО «Новоорский район» не обращалась в связи с отсутствием финансирования.

Согласно сведениям о гидротехнических сооружениях, находящихся на территории МО «Новоорский район», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ГТС на <адрес>, предназначенное для водопоя скота, эксплуатируется с 70-х годов, находится в состоянии неисправности, собственника установить не удалось.

Отсутствие собственника у спорного ГТС подтверждается также ответами Управления Росреестра по Оренбургской области и Новоорского филиала ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», поступившими по запросам суда.

В силу подп. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Уставом МО «Приречеснкий сельсовет» Новоорского района к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий и чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения на территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 27.07.2010 г.) обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Поскольку рассматриваемый объект ГТС расположен в границах муниципального образования «Приреченский сельсовет», бездействие администрации МО «Приреченский сельсовет» по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения, расположенного на <адрес> на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.

Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 05.05.2009 года признано незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Новоорский район» Оренбургской области по постановке на учет гидротехнического сооружения, являющегося бесхозяйным, расположенного на <адрес>, в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество. Суд обязал также администрацию района обратиться в данный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст.ст. 3, 7, 8, 9, 10, ч. 2 ст. 21) гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения, если гидротехнические сооружения находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, они вносятся в Регистр в безусловном порядке без предоставления декларации безопасности гидротехнических сооружений.

В судебном заседании установлено, что спорное гидротехническое сооружение находится на территории муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района, собственника не имеет, в Регистр не внесено, контроль показателей состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий не ведется, оценка безопасности гидротехнического сооружения не осуществляется, то есть требования вышеприведенного Федерального закона не выполняются.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо вещь от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Между тем, судом установлено, что в течение длительного времени администрация МО «Приреченский сельсовет» не принимает мер по постановке на учет спорного гидротехнического сооружения, тем самым, нарушая вышеприведенное законодательство и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, а также создается угроза причинения вреда здоровью населения.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», частью 2 которого установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества: принятие на учет объекта не­движимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявле­нию должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имуще­ства, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверен­ные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недви­жимого имущества (п. 5).

Следовательно, обязанность по представлению в регистрирующий орган документов, указанных в п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, возлагается на орган местного самоуправлению, подающего заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества

Для получения документов, содержащих описание объекта недви­жимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, администрация поселения должна была обратиться в специализированную орга­низацию по учету объектов недвижимого имущества, заключить договор на изготовление данной документации и впоследствии получить данную доку­ментацию.

Отсутствие данных документов препятствует исполнению обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества ГТС, установленной ч. 3 ст. 225 ГПК РФ.

Однако, несмотря на отсутствие документов, содержащих описание ГТС, администрация поселения не предпринима­ет никаких действий, направленных на изготовление и получение данных документов.

Учитывая, что полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера, по обеспечению безопасности людей на водных объектах и охране их жизни и здоровья, возлагаются на муниципальное образование, суд соглашается с наличием бездействия органа местного самоуправления в отношении спорного ГТС.

Доказательств, опровергающих доводы прокурора, суду не представлено.

В связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194,197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества для изготовления необходимых для постановки на учет бесхозяйного имущества документов, в том числе плана объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на <адрес> (площадь водного зеркала около 0,006 кв. м., объём около 10,5 тыс. куб. м.).

Обязать администрацию муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на <адрес> <адрес> (площадь водного зеркала около 0,006 кв. м., объём около 10,5 тыс. куб. м.).

Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: