дело №2-447/2011 по заявлению прокурора Новоорского района о признании незаконным бездействия МО `Караганский сельсовет` и понуждении к принятию мер противопожарной безопасности



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 06.08.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.,

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образования «Караганский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области и понуждении к принятию мер противопожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия МО «Караганский сельсовет» и понуждении к принятию мер противопожарной безопасности, указывая, что прокуратурой Новоорского района проведена проверка исполнения администрацией МО Караганский сельсовет полномочий по обеспечению противопожарного состояния муниципального образования, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

- для целей пожаротушения не обеспечены нормативным запасом воды населенные пункты, расположенные на территории поселения (нарушения СНиП 2.04.02- 84* п.п. 2.11; 9.27- 9.33; Правила пожарной безопасности ППБ 01-03 п.п.31,89);

-      отсутствуют указатели ближайшего пожарного гидранта, объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, на фасадах зданий не нанесены цифры, указывающие расстояние до пожарного гидранта (нарушение ППБ 01-03 п.90);

-      отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в помещении сельского совета (нарушение ППБ 01-03 п.6);

-      отсутствует план эвакуации при пожаре из помещений сельсовета (нарушение ППБ 01-03 п. 16)

- работники сельского совета не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (нарушение ППБ 01-03 п.537).

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ отделом Государственного пожарного надзора по Новоорскому району проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании, выявлены вышеуказанные нарушения и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, главе МО Караганский сельсовет предложено принять меры к соблюдению требований пожарной безопасности. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения ППБ не устранены.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относит создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и т.д. На территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Осуществление индивидуального жилищного строительства в с. Караганка без обеспечения требований пожарной безопасности нарушает права граждан, проживающих в данном микрорайоне, так как ставится под угрозу не только собственность граждан (жилые дома), которые могут быть повреждены в результате неисполнения требований пожарной безопасности, но и жизнь, здоровье граждан, проживающих в данном микрорайоне.

Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд ( ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

В соответствии с требованиями ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования с целью защиты их прав и интересов, а также в интересах муниципального образования и Российской Федерации, так как неисполнение органами местного самоуправления требований пожарной безопасности установленных федеральным законодательством подрывает авторитет государственной власти и может повлечь существенный экологический и экономический ущерб при возникновении пожаров, а также нарушение конституционных прав граждан.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Караганский сельсовет в части неисполнения ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при осуществлении мероприятий противопожарной безопасности, обязать главу администрации МО Караганский сельсовет в срок до 01.10.2011 г. устранить выявленные нарушения: для целей пожаротушения обеспечить нормативным запасом воды населенные пункты, расположенные на территории поселения; установить указатели ближайшего пожарного гидранта; на фасадах зданий нанести цифры, указывающие расстояние до пожарного гидранта; разместить инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещении сельского совета; разместить в здании администрации МО Караганский сельсовет план эвакуации при пожаре из помещений сельсовета; работникам сельского совета пройти обучение по пожарно-техническому минимуму.

В судебном заседании прокурор Новоорского района Фокин В.К. поддержал заявление в полном объеме.

Заинтересованное лицо – муниципальное образование Караганский сельсовет явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, хотя своевременно и надлежащим образом было уведомлено о времени и месте судебного заседания. Надлежащее извещение подтверждается телефонограммой, принятой специалистом администрации МО «Караганский сельсовет» А.Р.М. 22.07.2011 года в 15 час. 00 мин.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения прокурора считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя органа местного самоуправления.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из анализа ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и оспорить бездействие органа местного самоуправления.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 вышеуказанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также п. 4, 10 Устава МО «Караганский сельсовет» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" закреплено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний и т.д.

В ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления, в частности на администрацию МО «Краганский сельсовет», обязанности по принятию первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Между тем, из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной инспектором ОГПН по Новоорскому району К.Е.Н. совместно с главой администрации МО «Караганский сельсовет» Т.В.Д., следует, что выявлены следующие нарушения, допущенные МО Караганский сельсовет:

- для целей пожаротушения не обеспечены нормативным запасом воды населенные пункты, расположенные на территории поселения (нарушения СНиП 2.04.02- 84* п.п. 2.11; 9.27- 9.33; Правила пожарной безопасности ППБ 01-03 п.п. 31,89);

-      отсутствуют указатели ближайшего пожарного гидранта, объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, на фасадах зданий не нанесены цифры, указывающие расстояние до пожарного гидранта (нарушение ППБ 01-03 п. 90);

-      отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в помещении сельского совета (нарушение ППБ 01-03 п. 6);

-      отсутствует план эвакуации при пожаре из помещений сельсовета (нарушение ППБ 01-03 п. 16)

- работники сельского совета не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (нарушение ППБ 01-03 п.537).

Согласно информации отдела надзора по Новоорскому району от ДД.ММ.ГГГГ, МО Караганский сельсовет выявленные в ходе проверки нарушения правил и норм пожарной безопасности не устранены.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что муниципальным образованием «Караганский сельсовет» в нарушение действующего законодательства, приведенного выше, не выполняются полномочия по обеспечению мероприятий противопожарной безопасности в области соблюдения требований пожарной безопасности, то есть имеет место незаконное бездействие органа местного самоуправления.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя и подтверждающих надлежащее исполнение возложенных законом полномочий, администрация МО «Караганский сельсовет» суду не представила, после получения копии заявления с приложенными документами в суд письменные возражения не направила, явку своего представителя в судебном заседании не обеспечила.

Хотя в силу ст. 56, 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

Конституцией Российской Федерации установлены права и свободы человека и гражданина; право на жилище, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду (ст. 40, 41, 42).

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45).

Указанное бездействие муниципального образования нарушает права граждан, проживающих на территории Караганского сельсовета, количество которых изменчиво, то есть права неопределенного круга лиц, поскольку в результате неисполнения требований пожарной безопасности под угрозой уничтожения пожаром находятся жилые дома жителей сельского поселения, а также их жизнь и здоровье.

Следовательно, заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Караганский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области в части неисполнения ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при осуществлении мероприятий противопожарной безопасности.

Обязать главу администрации МО «Караганский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.10.2011 г. устранить выявленные нарушения: для целей пожаротушения обеспечить нормативным запасом воды населенные пункты, расположенные на территории поселения; установить указатели ближайшего пожарного гидранта; на фасадах зданий нанести цифры, указывающие расстояние до пожарного гидранта; разместить инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещении сельского совета; разместить в здании администрации МО Караганский сельсовет план эвакуации при пожаре из помещений сельсовета; работникам сельского совета пройти обучение по пожарно-техническому минимуму.

Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд..

Судья: