дело №2-456/2011 по иску прокурора Новоорского района в интересах Самалюк З.А. к администрации МО `Новоорский район` об обеспечении жилым помещением



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 06.09.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Бермухамбетовой Т.А.

при секретаре Пилипенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Самалюк З.А. к администрации МО «Новоорский район» Новоорского района Оренбургской области об обеспечении жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Самалюк З.А. к администрации МО «Новоорский район» Новоорского района Оренбургской области об обеспечении жилым помещением, указывая, что Самалюк З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее родители <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Самалюк З.А. обучалась в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает в <данные изъяты> , расположенном по адресу: <адрес> <адрес>.

В соответствии со ст. 40, 44 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст. ст. 8, 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; указанные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно являются расходными обязательствами субъектов РФ.

На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

При этом согласно ч. 3, 4, 5 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853\389- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам-33 кв.м общей площади жилья.

Согласно ст. 57 ч. 3 ЖК РФ решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принимаются органом местного самоуправления.

Самалюк З.А. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий администрацией МО «Новоорский поссовет» ДД.ММ.ГГГГ, своего жилья до настоящего времени не имеет, хотя имеет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в интересах гражданина за защитой его нарушенных социальных прав, в том числе права на жилище, без каких-либо ограничений.

Прокурор просит обязать администрацию МО «Новоорский район» обеспечить Самалюк З.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм.

Истец Самалюк З.А. в судебном заседании поддержала иск и пояснила, что она жила с родителями в <адрес>, там родители были <данные изъяты>, <данные изъяты>, она жила <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <данные изъяты> <адрес>, где обучается и сейчас.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дьяченко А.С. поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что Самалюк З.А. состояла на учете в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в администрации МО «Новоорский поссовет», в <адрес> снята с учета. Жилье за Самалюк З.А. не закреплялось, у нее нет жилья в настоящее время, хотя она имеет право на получение жилья вне очереди..

Представитель ответчика администрации МО «Новоорский район» Е.Г.Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменных объяснениях иск не признала и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ субвенция на обеспечение жильем Самалюк З.А. не представлена.

Привлеченная судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований администрация МО «Новоорский поссовет» своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных объяснениях согласилась с заявлением прокурора.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Решением комиссии администрации МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Самалюк З.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и распоряжением главы администрации МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области -р от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий из категории детей-сирот и включена в список очередников как сирота.

Из распоряжения главы администрации <данные изъяты> -р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Самалюк З.А. поставлена на регистрационный учет по предоставлению льготной жилой площади в связи с оформлением в государственное учреждение.

Постановлением главы администрации МО «<данные изъяты>» Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ Самалюк З.А. снята с регистрационного учета по предоставлению жилой площади вне очереди в связи с постановкой на учет в администрации МО «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области.

Согласно справке о рождении истца она родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отец – С.А.В., ее мать – Т.Н.В..

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ С.А.В. и С.Н.В. <данные изъяты> <данные изъяты>, в том числе и Самалюк З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, Самалюк З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетия и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Положение о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии и приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года № 156 - п, предусматривает порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее именуется - субсидия) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуются - дети-сироты) за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 2 того же Положения, право на получение безвозмездной субсидии предоставляется детям-сиротам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания Оренбургской области (далее именуются - учреждения для детей-сирот), в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании учреждения профессионального образования, расположенного на территории Оренбургской области, либо по окончании службы Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что жилые помещения не были закрепленными в установленном порядке за детьми-сиротами и если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

местом выявления и первичного устройства в семью или на воспитание соответствующее учреждение или местом регистрации их рождения являются населенные пункты Оренбургской области;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Оренбургской области;

населенные пункты Оренбургской области являются местом жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Оренбургской области при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом заселенном пункте Российской Федерации.

3. Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, после двадцати трех лет - на общих основаниях.

4. Субсидия предоставляется детям-сиротам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявивших желание на получение субсидии.

5. Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели в очередном финансовом году. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство строительства).

Из вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации на администрацию МО «Новоорский район» возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.

В судебном заседании установлено, что Самалюк З.А. состоит на учете по месту жительства как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, закрепленного жилья не имеет, на момент <данные изъяты> проживала в <адрес>, где была поставлена на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жлищиных условий, в ДД.ММ.ГГГГ закончила <данные изъяты> <адрес>, однако вопрос о предоставлении субсидии не решен до сих пор, гарантии получения субсидии до исполнения ей 23 лет не предоставлено, что не исключает ситуации, позволяющей ей претендовать на получение жилья по достижении 23-летнего возраста только в общем порядке, что нарушает ее право на получение жилья вне очереди.

При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «Новоорский район» обеспечить истца вне очереди благоустроенным жильем не менее установленных законом социальных норм подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил.

Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Самалюк З.А. удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Новоорский район» Оренбургской области обеспечить Самалюк З.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм.

Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: