дело № 2-387/2011 по иску прокурора Новоорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО `Приреченский сельсовет` Новоорского района о признании незаконным бездействия при обращении с гидротехническим сооружением



Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 11.10.2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Квиринг О.Б.,

при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия при обращении с гидротехническим сооружениями (ГТС),

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления при обращении с гидротехническими сооружениями (далее ГТС), указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) в Новоорском районе установлено, что ГТС, расположенное на территории МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района - на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м.) не оформлено на праве собственности у какого – либо физического или юридического лица. Фактически ГТС является бесхозяйным, сведения в единый регистр по нему не внесены.

Указанные сведения о бесхозяйном положении ГТС представлены администрацией Новоорского района и нашли свое подтвержде­ние при рассмотрении гражданских дел судом, в частности в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N -117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финан­совых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные не­движимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению орга­на местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет ор­ган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обра­титься в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер направлен­ных на безопасность эксплуатации ГТС.

Обязанность по осуществлению мер безопасности даже по отноше­нию к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации воз­ложена подп. 8 п. 1 ст. 14, подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципально­го района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образова­ния поселения, на территории которого находятся ГТС, имеется незаконное бездействие, так как орган местного самоуправления администрация поселения, имея информацию о бесхозяйном положении ГТС, в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась.

Одной из причин не обращения в регистрационную службу является отсутствие технических документов на ГТС, представление которых преду­смотрено федеральным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно части II Положения, установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества, а именно: принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имуще­ства, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверен­ные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недви­жимого имущества (п. 5)

Поскольку именно администрация поселения должна обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, постольку администрация поселения должна к данному заявлению приложить необходимые документы, установленные п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Для получения документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, администрация поселения должна обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества, заключить договор на изготовление данной документации и впоследствии получить данную доку­ментацию.

Несмотря на то, что документы, содержащие описание ГТС, у администрации поселения отсутствуют, администрация поселения не предпринима­ет никаких действий, направленных на изготовление данных документов.

Отсутствие данных документов препятствует исполнению обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества ГТС, установленной ч. 3 ст. 225 ГПК РФ.

Анализ действующего законодательства показал, что правом обраще­ния в суд с заявлением о понуждении местных администраций предпринять действия, направленные на исполнение требований законодательства по по­становке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, наделен лишь прокурор (ст.ст. 45, 254 ГПК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц проживающих на территории муниципального образования с целью защиты их прав и интересов. Неизготовление технической документации на ГТС ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, так как у администрации поселения отсутствуют действительные данные о состоянии ГТС, администрация посе­ления не принимает меры, направленные на устранение бесхозяйного поло­жения ГТС, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в по­селении.

В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Приреченский сельсовет», выразившееся в не обращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества, в том числе плана объектов недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м).

Обязать администрацию муниципального образования «Приреченский сельсовет» <адрес> обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объектов недвижимого имущества, в том числе план объектов недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м).

В судебном заседании представитель истца Дьяченко А.С. поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что гидротехническое сооружение, расположенное на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м) фактически является бесхозяйным, однако администрация МО «Приреченский сельсовет», на территории которого находится ГТС, в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения не обращается. Техническая документация на данное ГТС отсутствует. Администрация МО «Приреченский сельсовет» бездействует до настоящего времени, в связи с чем просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель администрации МО «Приреченский сельсовет» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суду представлено письменное заявление с просьбой рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Представитель 3-его лица - администрации МО «Новоорский район» Е.Г.Ф., в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания, суду представлено письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Определением суда от 02 августа 2011 г. в процесс в качестве третьего лица привлечено ООО Недра М.

В судебное заседание третье лицо не явилось, извещалось судом по последнему известному месту нахождения: <адрес>. Судебные извещения были возвращены почтовым отделением с отметкой «истек срок хранения», «отсутствие адресата».

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.

В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Иными сведениями о месте нахождения третьего лица суд не располагает.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из акта проверки, проведенной прокуратурой Новоорского района ДД.ММ.ГГГГ с участием заместителя главы администрации муниципального образования «Новоорский район» М.А.А., заместителя начальника ГО Управления Роснедвижимости по Оренбургской области К.Д.Б., государственного инспектора Оренбургской области по охране природы ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» В.О.А., следует, что на территории МО «Новоорский район» примерно в пяти километрах южнее <адрес> на ручье <данные изъяты> находится гидротехническое сооружение, которое является бесхозяйным. Какие-либо правоустанавливающие документы на техническое состояние, информация о владельце отсутствуют, право собственности на данный объект не установлено, инвентаризация с целью установления собственника, владельца на данное гидротехническое сооружение не проведена. Таким образом, гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В органы регистрации с заявлением о постановке на учет данного бесхозяйного гидротехнического сооружения администрация МО «Новоорский район» не обращалась в связи с отсутствием финансирования.

Согласно сведениям о гидротехнических сооружениях, находящихся на территории МО «Новоорский район», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ГТС на ручье <данные изъяты> в <адрес>, предназначенное для водопоя скота, эксплуатируется с 70-х годов, находится в работоспособном состоянии, эксплуатирующей организацией указан ООО «Недра-М».

Однако в судебном заседании объяснениями сторон установлено, что ООО «Недра-М» пользовалось спорным ГТС, но не являлось собственником, в настоящее время ГТС никем не эксплуатируется.

Отсутствие собственника у спорного ГТС подтверждается также ответами Управления Росреестра по Оренбургской области и Новоорского филиала ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», поступившими на запросы суда.

В силу подп. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Уставом МО «Приреченский сельсовет» Новоорского района к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий и чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; защите населения на территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст.ст. 3, 7, 8, 9, 10, ч. 2 ст. 21) гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения, если гидротехнические сооружения находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, они вносятся в Регистр в безусловном порядке без предоставления декларации безопасности гидротехнических сооружений.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 27.07.2010 г.) обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо вещь от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Поскольку рассматриваемый объект ГТС расположен в границах муниципального образования «Приреченский сельсовет», бездействие администрации МО «Приреченский сельсовет» по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения, расположенного на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м) на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», частью 2 которого установлен Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества: принятие на учет объекта не­движимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявле­нию должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имуще­ства, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверен­ные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недви­жимого имущества (п. 5).

Следовательно, обязанность по представлению в регистрирующий орган документов, указанных в п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, возлагается на орган местного самоуправлению, подающего заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества

Для получения документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, администрация поселения должна обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества, заключить договор на изготовление данной документации и впоследствии получить данную доку­ментацию.

Отсутствие данных документов препятствует исполнению обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества ГТС, установленной ч. 3 ст. 225 ГПК РФ.

Однако, несмотря на отсутствие документов, содержащих описание ГТС, администрация поселения бездействует, так, судом установлено, что в течение длительного времени администрация МО «Приреченский сельсовет» не принимает мер по постановке на учет спорного гидротехнического сооружения, не предпринима­ет никаких действий, направленных на изготовление и получение технических документов на данное ГТС.

Учитывая, что полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера, по обеспечению безопасности людей на водных объектах и охране их жизни и здоровья, возлагаются на муниципальное образование, суд соглашается с наличием бездействия органа местного самоуправления в отношении спорного ГТС.

Незаконным бездействием администрации МО «Приреченский сельсовет» нарушаются вышеприведенное законодательство и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, а также создается угроза причинения вреда здоровью населения.

Доказательств, опровергающих доводы прокурора, суду не представлено.

В связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества для изготовления необходимых для постановки на учет бесхозяйного имущества документов, в том числе плана объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м).

Обязать администрацию муниципального образования «Приреченский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на ручье <данные изъяты> в 5 км южнее <адрес> (площадь водного зеркала около 0,042 кв.м., объем около 190 тыс. куб.м).

Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: