дело № 2-525/2011 по заявлению прокурора Новоорского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации МО Энергетикский поссовет



Решение не обжаловано, вступило в законную силу 08.10.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Энергетикский поссовет,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области обратился в суд с

заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации МО Энергетикский поссовет, указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере энергосбережения, обоснованности установки тарифов на коммунальные услуги и оказания жилищно-коммунальных услуг предприятиями и организациями ЖКХ в п. Энергетик Новоорского района.

В соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В рамках проверки установлено, что администрацией муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области до настоящего времени не разработана программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Между тем, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и в сфере повышения энергетической эффективности относятся вопросы по разработке и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Частью 2 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством РФ требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлены элементы, которые в обязательном порядке должна содержать в себе муниципальная программа в сфере энергосбережения. Требования, предъявляемые к муниципальным программам в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225. Отсутствие разработанной муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности приводит к тому, что мероприятия по энергосбережению на территории конкретного муниципального образования фактически не проводятся. Изложенное приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов, что, в конечном итоге, нарушает права неограниченного круга лиц. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, выразившиеся в непринятии мер по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.12.2011 разработать муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и безотлагательно принять конкретные меры к энергосбережению.

В судебном заседании помощник прокурора Новоорского района Оренбургской области Шакирова Н.А. уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействие администрации МО «Энергетикский поссовет», выразившиеся в непринятии мер по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обязать администрацию МО «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.12.2011 г. разработать муниципальную программу в сфере энергоснабжения и повышения энергетической безопасности.

Представитель заинтересованного лица Свиридова В.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление прокурора не признала, пояснив, что начиная с декабря 2010 г. администрацией направлялись письма в ресурсоснабжающие организации с вопросным листом, однако да настоящего времени запрашиваемые сведения не представлены, что и явилось препятствием в принятии программы в срок. Нельзя утверждать, что администрация МО «Энергетикский поссовет» не принимает никаких мер по энергосбережению, поскольку с 2008 г. в рамках реализации ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» на территории МО работает программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, программа по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета. Кроме этого, проведена реконструкция участка квартального трубопровода тепловой сети поселка, выполнен большой объем работ по изоляции трубопроводов теплой сети. В 2011 году разработана программа модернизации тепловых сетей п. Энергетик. В стадии разработки находится программа по модернизации водопроводных сетей поселка. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Энергетикский поссовет» организован приборный учет потребления электроэнергии по коллективным приборам учета в многоквартирных домах, у 90 % потребителей частного сектора организовано потребление холодного водоснабжения по приборам учета. На территории поселения находится 83 юридических лица и ИП, у которых установлено 117 приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжение и 62 прибора учета холодного водоснабжения. В многоквартирных жилых домах расположено 3776 квартир, в 1420 из которых установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения. В настоящее время планируется проведение экспресс аудита.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из анализа ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и оспорить бездействие органа местного самоуправления.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Из ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.

Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:

1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1225
"О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"(с изменениями от 17 декабря 2010 г.) установлен конкретный перечень сведений, который должен быть отражен в разрабатываемых программах.

Согласно справке о результатах проверки соблюдения законодательства об энергосбережении от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района, администрацией МО Энергетикский поссовет до настоящего времени не разработана программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Из ответа администрации МО Энергетикский поссовет следует, что программа по энергосбережению не принята, находится в стадии разработки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. администрацией МО Энергетикский поссовет не разработана программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов и нарушает права неограниченного круга лиц.

Таким образом, заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации МО Энергетикский сельсовет удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, выразившиеся в непринятии мер по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Обязать администрацию муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.12.2011 разработать муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

Секретарь: