Решение не обжаловано, вступило в законную силу 08.10.2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года п. Новоорск Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Левченкова А.И., при секретаре Курбангалиеве Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации МО Энергетикский поссовет, указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере энергосбережения, обоснованности установки тарифов на коммунальные услуги и оказания жилищно-коммунальных услуг предприятиями и организациями ЖКХ в п. Энергетик Новоорского района. В соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В рамках проверки установлено, что администрацией муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области до настоящего времени не разработана программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Между тем, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и в сфере повышения энергетической эффективности относятся вопросы по разработке и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Частью 2 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством РФ требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлены элементы, которые в обязательном порядке должна содержать в себе муниципальная программа в сфере энергосбережения. Требования, предъявляемые к муниципальным программам в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225. Отсутствие разработанной муниципальной программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности приводит к тому, что мероприятия по энергосбережению на территории конкретного муниципального образования фактически не проводятся. Изложенное приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов, что, в конечном итоге, нарушает права неограниченного круга лиц. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, выразившиеся в непринятии мер по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.12.2011 разработать муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и безотлагательно принять конкретные меры к энергосбережению. В судебном заседании помощник прокурора Новоорского района Оренбургской области Шакирова Н.А. уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействие администрации МО «Энергетикский поссовет», выразившиеся в непринятии мер по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обязать администрацию МО «Энергетикский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.12.2011 г. разработать муниципальную программу в сфере энергоснабжения и повышения энергетической безопасности. Представитель заинтересованного лица Свиридова В.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление прокурора не признала, пояснив, что начиная с декабря 2010 г. администрацией направлялись письма в ресурсоснабжающие организации с вопросным листом, однако да настоящего времени запрашиваемые сведения не представлены, что и явилось препятствием в принятии программы в срок. Нельзя утверждать, что администрация МО «Энергетикский поссовет» не принимает никаких мер по энергосбережению, поскольку с 2008 г. в рамках реализации ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» на территории МО работает программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, программа по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета. Кроме этого, проведена реконструкция участка квартального трубопровода тепловой сети поселка, выполнен большой объем работ по изоляции трубопроводов теплой сети. В 2011 году разработана программа модернизации тепловых сетей п. Энергетик. В стадии разработки находится программа по модернизации водопроводных сетей поселка. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Энергетикский поссовет» организован приборный учет потребления электроэнергии по коллективным приборам учета в многоквартирных домах, у 90 % потребителей частного сектора организовано потребление холодного водоснабжения по приборам учета. На территории поселения находится 83 юридических лица и ИП, у которых установлено 117 приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжение и 62 прибора учета холодного водоснабжения. В многоквартирных жилых домах расположено 3776 квартир, в 1420 из которых установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения. В настоящее время планируется проведение экспресс аудита. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из анализа ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и оспорить бездействие органа местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Из ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: 1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; 2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; 3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1225 Согласно справке о результатах проверки соблюдения законодательства об энергосбережении от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района, администрацией МО Энергетикский поссовет до настоящего времени не разработана программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Из ответа администрации МО Энергетикский поссовет следует, что программа по энергосбережению не принята, находится в стадии разработки. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. администрацией МО Энергетикский поссовет не разработана программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов и нарушает права неограниченного круга лиц. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации МО Энергетикский сельсовет удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, выразившиеся в непринятии мер по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области в срок до 01.12.2011 разработать муниципальную программу в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь:
"О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"(с изменениями от 17 декабря 2010 г.) установлен конкретный перечень сведений, который должен быть отражен в разрабатываемых программах.