Решение не обжаловано, вступило в законную силу 20.12.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 декабря 2011 года п. Новоорск Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Левченкова А.И. при секретаре Егоровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Куандыкова Р.А. к администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области об обеспечении жилым помещением, у с т а н о в и л: Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Куандыкова Р.А. к администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области об обеспечении жилым помещением, указывая, что Куандыков Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать К.А.Б. <данные изъяты>. Согласно справке о рождении в свидетельстве о рождении Куандыкова Р.А. сведения <данные изъяты> в актовую запись № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Из справки ГОУ НПО ПУ № <адрес> следует, что Куандыков Р.А. относится к категории детей – сирот, оставшихся без попечения родителей и находится на гособеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Куандыков Р.А. закончил обучение в ГОУ НПО ПУ № <адрес> и получил диплом. Согласно постановлению главы МО «Новоорский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-п Куандыков Р.А. поставлен на жилищный учет в связи с его нуждаемостью в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилья на территории Новоорского района. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; указанные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом, согласно ч. 3, 4, 5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853\389- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан. В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347\285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. м общей площади жилья. Куандыков Р.А. по действующему законодательству имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Закон не связывает осуществление данного права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в интересах гражданина за защитой его нарушенных социальных прав, в том числе права на жилище, без каких-либо ограничений. Прокурор просит обязать администрацию МО «Новоорский район» Оренбургскй области обеспечить Куандыкова Р.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм. Истец Куандыков Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что родился в <адрес>. Его мать была <данные изъяты>. Он воспитывался в <данные изъяты>, после выпуска из которого, обучался в <данные изъяты> <адрес>. Затем отслужил в армии. В настоящее время проживает в <адрес> у дяди. Собственного жилья не имеет. Села <адрес> уже не существует, сведений о матери и наличии у нее жилья у него не имеется. В судебном заседании представитель истца прокурор Дьяченко А.С. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации МО «Новоорский район» К.Ю.С.,, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не присутствовала, представила отзыв, в котором иск не признала, поскольку в 2011 году субвенция из бюджета Оренбургской области на обеспечение жильем Куандыкова Р.А. не поступила, в связи с чем решение суда будет не исполнимо до момента выделения субвенций. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения прокурора и истца, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика. Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Из решения Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что К.А.Б. <данные изъяты> в отношении Куандыкова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из справки ГОУ НПО ПУ № <адрес> следует, что Куандыков Р.А. относится к категории детей –сирот, оставшихся без попечения родителей и находится на гособеспечении. Таким образом, Куандыков Р.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно диплому № № Куандыков Р.А. ДД.ММ.ГГГГ закончил обучение в ГОУ НПО ПУ № и получил начальное профессиональное образование. Из справки администрации МО «К.с.» следует, что на территории <адрес> Куандыков Р.А. закрепленного жилья не имеет, в очереди на получение жилья не состоит. Постановлением главы администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ, Куандыков Р.А. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий из категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Согласно справкам Новоорского филиала ГУП «ОЦИОН» и Новоорского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области Куандыков Р.А. не имеет прав на объекты недвижимого имущества. В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетия и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ. Положение о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии и приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года № 156-п, предусматривает порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее именуется - субсидия) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуются - дети-сироты) за счет средств областного бюджета. Согласно пункту 2 того же Положения, право на получение безвозмездной субсидии предоставляется детям-сиротам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания Оренбургской области (далее именуются - учреждения для детей-сирот), в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании учреждения профессионального образования, расположенного на территории Оренбургской области, либо по окончании службы Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что жилые помещения не были закрепленными в установленном порядке за детьми-сиротами и если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации их рождения являются населенные пункты Оренбургской области; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Оренбургской области; населенные пункты Оренбургской области являются местом жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Оренбургской области при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации. 3. Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, после двадцати трех лет - на общих основаниях. 4. Субсидия предоставляется детям-сиротам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявивших желание на получение субсидии. 5. Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели в очередном финансовом году. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство строительства). Из вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации на администрацию МО «Новоорский район» возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования. В судебном заседании установлено, что Куандыков Р.А. родился на территории <адрес> и поставлен администрацией МО «Новоорский район» на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, и нуждающегося в улучшении жилищных условий, закрепленного жилья не имеет, проживает у дяди по адресу : <адрес>, где зарегистрирован, закончил учреждение начального профессионального образования, однако вопрос о предоставлении субсидии не решен до сих пор, гарантии получения субсидии до исполнения ему 23 лет не предоставлено, что не исключает ситуации, позволяющей ему претендовать на получение жилья по достижении 23-летнего возраста только в общем порядке, что нарушает его право на получение жилья вне очереди. При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «Новоорский район» обеспечить истца вне очереди благоустроенным жильем не ниже социальных норм подлежат удовлетворению. Поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты госпошлины, судебные издержки необходимо отнести на счет государства. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Куандыкова Р.А. удовлетворить. Обязать администрацию МО «Новоорский район» Оренбургской области обеспечить Куандыкова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм. Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд. Судья: