№ 2-254/2010 по иску Самыгина А.Ф. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2010 года п. Новоорск

Судья Новоорского районного суда Оренбургской области Левченков А.И.

при секретаре Егоровой Л.А.,  

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самыгина А.Ф. к администрации Новоорского района, Правительству Оренбургской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на социальную выплату на приобретение жилья,

у с т а н о в и л:

Самыгин А.Ф. обратился в суд с иском к администрации Новоорского района, Правительству Оренбургской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на социальную выплату на приобретение жилья, указывая, что является участником Великой Отечественной войны, воевал с 1939 по 1946 год, участвовал в параде Победы в Москве в 1945 году. Дата обезличена построил дом в ..., ..., где прожил 47 лет. Дата обезличена в связи с болезнью жены, в силу возраста и состояния здоровья был вынужден продать за бесценок своей жилье и переехать в ..., в дом к внуку О.И.Т. В настоящий момент проживает в доме, который лишен элементарных удобств. Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ « О ветеранах» участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Дата обезличена он обратился с таким заявлением и решением администрации МО Новоорский поссовет от Дата обезличена был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, после чего в адрес Правительства Оренбургской области были направлены учетное дело и ходатайство о выделении ему социальной выплаты для приобретения жилья. Но Правительство Оренбургской области указало, что он был незаконно поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и фактически в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья ему было отказано.  

В судебное заседание истец Самыгин А.Ф. не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика - Правительства Оренбургской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель истца Бурда И.К., действующая на основании доверенности от Дата обезличена поддержала исковые требования и пояснила, что ее доверитель является участником Великой Отечественной войны, воевал с первых дней и до победы над фашистскими захватчиками, затем до 1946 года участвовал в ликвидации бандформирований. После войны жил и работал в ..., построил в Дата обезличена свой дом, в котором проживал 47 лет. Дата обезличена на Самыгина А.Ф. и его супругу было совершено разбойное нападение, они были сильно избиты. В результате разбойного нападения и судебного разбирательства здоровье ветеранов было подорвано, супруга истца была парализована, за ними требовался уход. Дата обезличена дочери забрали родителей в ... и поселили их в пустующем доме дальних родственников, так как переехать к дочерям они отказались. Дата обезличена супруга А.Ф. умерла, по состоянию здоровья проживать в ... он не мог, к дочерям переехать категорически отказался, чтобы никого не стеснять. В связи с этим Дата обезличена дети вынуждены были продать дом в ..., прописали отца в доме свата О.И.Т. , чтобы он мог получать пенсию, медицинский уход по месту жительства, пользоваться положенными льготами. В доме, в котором в настоящее время проживает Самыгин А.Ф., нет санузла, ванной или бани, это отягощает его положение. Дата обезличена Самыгин А.Ф. обратился с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении социальной выплаты на приобретение жилья, но ему было отказано. Просит удовлетворить исковые требования, так как Самыгин А.Ф. непреднамеренно ухудшил свои жилищные условия и нуждается в благоустроенном жилье.

Представитель ответчика – администрации Новоорского района Филиппова Е.Г., действующая на основании доверенности от Дата обезличена пояснила, что администрация Новоорского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны переданы Российской Федерацией Правительству Оренбургской области, МО «Новоорский район» данные полномочия не передавались. По социальным выплатам администрация района не является ответчиком, так как социальные выплаты осуществляет Правительство Оренбургской области. Администрация района лишь формирует дело, прикладывает документы и подает ходатайство в Министерство строительства и коммунального хозяйства для включения гражданина в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения социальной выплаты.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, суд пришел к следующему.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Самыгин А.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны л.д. 8).

В соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно решению комиссии по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий администрации муниципального образования Новоорский поссовет Номер обезличен от Дата обезличена л.д.3) Самыгин А.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а обстоятельства, из-за которых истец продал дом, комиссия не квалифицировала как преднамеренное ухудшение жилищных условий и действие ст. 53 ЖК РФ не применила.  

На основании вышеуказанного решения администрация МО Новоорский поссовет издала распоряжение от Дата обезличена Номер обезличен л.д. 4), которым Самыгин А.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как участник ВОВ.

Из письма главы МО «Новоорский район» К.В.Н. на имя главы МО «Новоорский поссовет» Б.А.Н. следует, что Правительство Оренбургской области рассмотрело представленные документы и вернуло учетное дело на Самыгина А.Ф., указав, что он поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконно.

Из отзыва Правительства Оренбургской области на иск Самыгина А.Ф. усматривается, что документы на имя Самыгина А.Ф. не рассматривались, так как при приеме личного дела специалистом управления жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов было обнаружено, что Самыгин А.Ф. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен нормой жилой площади, проживает с внуком в квартире в качестве члена семьи.

Постановлением Правительства Оренбургской области
от 9 марта 2006 г. N 72-п "О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны" в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что граждане, зарегистрированные на территории Оренбургской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и предоставления ветеранам Великой Отечественной войны жилых помещений по договору социального найма. Также утвержден порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны.Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий указанных в пункте 4 настоящего Порядка категорий граждан, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

В соответствии с п. 15, 16, 19 указанного Постановления ежегодно по состоянию на 1 января органы местного самоуправления формируют по каждой категории граждан, указанной в пункте 4 настоящего Порядка ( куда входят и ветераны Великой Отечественной войны) списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и до 1 февраля представляют в Министерство строительства изменения в списках граждан по каждой категории, утвержденные главой органа местного самоуправления и согласованные с территориальным управлениям социальной защиты населения. Ответственность за обоснованность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и представление документов граждан несут органы местного самоуправления.

 Орган местного самоуправления проверяет документы граждан, включенных в список, и представляет в министерство строительства ходатайство органа местного самоуправления о предоставлении гражданину социальной выплаты или жилого помещения по договору социального найма (для ветеранов Великой Отечественной войны) с указанием даты постановки на учет и приложением соответствующих документов.

         Согласно п. 20 указанного Постановления Министерство строительства вправе произвести дополнительную проверку достоверности представленных документов, в случае выявления недостоверных данных в представленных материалах уведомляет администрацию города (района) об отказе в выдаче социальной выплаты и предоставлении жилых помещений по договору социального найма или запрашивает дополнительные документы.

Из материалов учетного дела на Самыгина А.Ф. следует, что какая-либо проверка в отношении Самыгина А.Ф. не проводилась, дело в отношении Самыгина А.Ф. возвращено без объяснения причин отказа во включении в единый областной реестр получателей социальных выплат.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск Самыгина А.Ф. об обеспеченности Самыгина А.Ф. нормой жилой площади, не соответствуют действительности.

Из учетного дела и представленных суду документов следует, что Самыгин А.Ф. проживает в жилом помещении, принадлежащем О.И.Т., расположенном по адресу : ... ... ..., зарегистрирован в нем с Дата обезличена (акт о проживаниил.д. 7).Данное жилое помещение благоустроенно частично, санузла не имеется.

Согласно справки ГПУ ... «Областной центр инвентаризации и недвижимости» и выписки из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество Самыгин А.Ф. домовладения на территории ... не имеет, собственником жилья не является. 

Из наследственного дела Номер обезличен, заведенного после смерти О.И.Т. видно, что наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу : ... ... ... никем из наследников не принято.

Допрошенный в судебном заседании О.В.И. показал, что наследство после смерти отца мать не приняла по причине отсутствия документов на дом, после смерти матери он в наследство не вступил по этим же причинам. Собственником жилья, где проживает Самыгин А.Ф. ни он, ни его супруга не являются. Самыгин А.Ф. не является членом его семьи, он приходится ему тестем и его поселили в дом отца, чтобы иметь возможность ежедневно за ним ухаживать, так как по возрасту и состоянию здоровья за ним требуется постоянный уход. После продажи дома его зарегистрировали в доме отца, чтобы он имел возможность получать пенсию.

При указанных обстоятельствах, по мнению суда, решение органа местного самоуправления о признании Самыгина А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий является обоснованным и правомерным, а доводы ответчика – Правительства Оренбургской области необоснованными.

Однако поскольку распоряжение администрации МО «Новоорский поссовет» о признании Самыгина А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных законом полномочий, в настоящий момент оно не оспорено и не отменено, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о признании Самыгина А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий отказать.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что право собственности Самыгина А.Ф. на жилой дом в ... района прекращено с Дата обезличена в связи с его продажей.

Свидетель С.Н.А. показала, что Дата обезличена мать и отца сильно избили, мать тяжело заболела, отец в силу преклонного возраста не мог за ней ухаживать, и они с сестрой перевезли родителей в ... и  поселили в пустующем доме, где раньше проживали их сватья. Дата обезличена мать умерла, они не стали отца отправлять назад в ..., так как за ним тоже требуется постоянный уход. В связи с этим вынуждены были продать дом отца, так как без присмотра он мог быть разрушен и разграблен. Дом продали дешево, вырученных средств на приобретение благоустроенной квартиры не хватило. В доме, где сейчас проживает отец, нет удобств, туалет находится на улице, помыться ему негде. Отец за свою жизнь никогда не просил у государства помощи, а сейчас нуждается в благоустроенном жилье.

Свидетель О.Г.А. дала аналогичные показания, добавив, что после смерти отец хотел вернуться в свой дом, но они его не отпустили из-за возраста, состояния здоровья, опасения повторного нападения. Жить у нее или сестры отец категорически отказался, не хочет никого стеснять. Он проживает в доме один, внук живет в .... Нуждается в благоустроенном помещении, так как он ему тяжело передвигаться, на улицу он не выходит.

Допрошенная в качестве свидетеля ведущий специалист Управления социальной защиты населения Л.Т.Н. показала, что участник Великой Отечественной войны Самыгин А.Ф. проживал в ..., никогда в Управление за помощью не обращался. Дата обезличена по состоянию здоровья дети забрали его в ..., поселили в доме Номер обезличен .... Ветеран проживает один, дочери за ним ухаживают. Условий и удобств в доме не имеется, Самыгин А.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что Самыгин А.Ф. непреднамеренно ухудшил жилищные условия. Самыгин А.Ф. до Дата обезличена на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, дом был продан им до принятия Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".

В связи с изложенным ссылки Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на ст. 53 ЖК РФ также необоснованны.

С учетом вышеизложенных норм закона и обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что администрация Новоорского района является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделена соответствующими полномочиями по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Отказ же Правительства Оренбургской области Самыгину А.Ф. в получении социальной выплаты не основан на законе.

Самыгин А.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает на территории ..., в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, он имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья и его исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194,197 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

 

Иск Самыгина А.Ф. удовлетворить в части.

Признать за Самыгиным А.Ф. право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Новоорский райсуд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                                    

                                               Судья: подпись