апелляционное определение № 11-34 от 08.07.2011 г. о признании недействительным условия кредитного договора



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июля 2011 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе председательствующего судьи Горлатовой Е.Н., при секретаре Асеевой О.И.,

истца Семехина А.Г., представителя ответчика Зенина Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Сбербанк России» на решение мирового судьи судебного участка <данные изъяты> района Тульской области по иску Семехина А.Г. к открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за выдачу кредита и применении последствий недействительности части сделки в виде возврата денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Семехин А.Е. обратился в суд с иском к ОАО «Сбербанк Росси» о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за выдачу кредита и применении последствий недействительности части сделки в виде возврата денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с ответчиком в лице <данные изъяты> отделения кредитный договор . В силу данного договора кредитор обязался предоставить заемщику потребительский кредит в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п.<данные изъяты> кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ в день выдачи кредита уплатил единовременный платеж за обслуживание ссудного счета в сумме <данные изъяты>. Ответчик согласно условий кредитного договора, обязал заемщика уплатить комиссию за выдачу кредита в день получения кредита. При неуплате указанной в договоре комиссии в выдаче кредитных денежных средств будет автоматически отказано. О том, что данный ссудный счет не является самостоятельным, и взимание комиссии за ведение ссудного счета незаконно, он узнал в ДД.ММ.ГГГГ из публикаций и сообщений в электронных и печатных средствах массовой информации. Включение в состав типовых кредитных договоров положения об уплате заемщиками платы за обслуживание ссудного счета считает незаконным. Действия банка, по взиманию платы за открытие и ведение ссудного счета применительно к п.1 ст.16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О защите прав потребителей» ущемляет установленные законом права потребителей, а условие договора о том, что кредитор за открытие ссудного счета взимает единовременный платеж, не основано на законе и является нарушением прав потребителя.

ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за выдачу кредита и применение последствий недействительной части сделки в виде возврата денежных средств. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении претензии. Считает, что банком нарушены его права как потребителя. Просил признать недействительным абзац 2 п.<данные изъяты> кредитного договора, применить последствия недействительности части условия кредитного договора и взыскать с ответчика в пользу потребителя <данные изъяты>, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Зенин Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, обосновал свои возражения тем, что кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ был заключен с Семехиным А.Г. индивидуально и на конкретных условиях. По условиям договора он вступает в силу с даты, его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Условиями кредитного договора возврат сумм, уплаченных банку в виде тарифа, не предусмотрен. Взаимные обязательства стороны между собой исполнили в полном объеме, действие договора прекратилось. Семехин А.Г. при заключении договора ознакомился со всеми его условиями, собственноручно подписал договор и во исполнение его условий внес единовременный платеж за обслуживание ссудного счета. Тем самым Семехин А.Г. выразил свою волю при заключении договора на конкретных условиях, в том числе на условии выплаты банку соответствующей суммы комиссии за обслуживание ссудного счета.

Просил в удовлетворении исковых требований Семехина А.Г.отказать.

Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

Ответчик принес апелляционную жалобу на указанное решение мирового судьи, полагая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом не указано, в сравнении с какими правилами, установленными законами, и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, условия договора ущемляют права потребителя.

Обращает внимание суда на то, что при наличии должной осмотрительности, истец при заключении кредитного договора мог обратиться к специалисту за разъяснением законности условий кредитного договора.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельно­сти) отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным за­коном. Процентные ставки по кредитам и комиссионное вознаграждение по операци­ям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентом, что пре­дусмотрено статьей 29 указанного федерального закона.

На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.

Подписав договор истец, подтвердил, что ознакомлен с условиями кредитования и открытии банковского счета, а также согласился с условиями предоставления кредита, в том числе с пунктом <данные изъяты> об открытии ссудного счета, выразил свое согласие не только с графиком погашения кредитной и иной задолженности, но и с суммой комиссии за веде­ние ссудного счета, установленная договором сумма комиссии в доброволь­ном порядке была уплачена Банку.

Порядок заключения кредитного договора установлен параграфом 2 Главой 42 «За­ем и кредит - Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также специальным Зако­ном о банках и банковской деятельности.

В случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием по­требителей регулируются помимо норм Гражданского Кодекса Российской Федерации и специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, вытекающим из та­ких договоров. Закон о защите прав потребителей применяется в части, не противореча­щей Гражданскому Кодексу Российской Федерации и специальному закону (п. 2 Поста­новления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.1994 г. № 7 «О прак­тике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»). Поскольку Закон о банках и банковской деятельности, принятый до введения в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, впоследствии подвергался неоднократному редактирова­нию с изложением в новой редакции, то в части, противоречащей указанному специальному закону, Закон о защите прав потребителей, применяться не может.

Полагает, что Закон о защите прав потребителей мог быть применён судом толь­ко в части, не противоречащей специальному закону - Закону о банках и банковской деятельности.

Поэтому вывод мирового судьи о незаконности взимания комиссии за обслуживание ссудного счета на основании не подлежащей применению по спору статьи 16 Закона о защите прав потребителей противоречат положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 29 Закона о банках и банковской деятельности и являют­ся необоснованными.

Считает, что мировым судьей применены положения статьи 13 Закона о защите прав потребителей, не подлежащие применению при разрешении спора.

Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд полагает решение мирового судьи законным и обоснованным и оснований для его отмены не усматривает.

Мировым судьей правильно установлены фактические обстоятельства дела о том, что истец и ответчик заключили ДД.ММ.ГГГГ кредитный договор, и ответчик при заключении кредитного договора с истцом от ДД.ММ.ГГГГ за включил в договор условие (пункт 3.1), что при открытии кредитором заемщику ссудного счета, последний уплачивает за его обслуживание единовременный платеж (тариф) в размере <данные изъяты>.

Мировой судья правильно определил характер правоотношений сторон и закон подлежащий применению при разрешении спора: отношения, возникшие между истцом и АК «Сберегательный Банк РФ» ОАО <данные изъяты> отделения в связи с заключением кредитного договора, подпадают под отношения регулируемые Законом РФ « О защите прав потребителей».

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 02.12.1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

В соответствие с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ « О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Из Положения "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утвержденного Банком России 26.03.2007 N 302-П) следует, что условием предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка) является открытие и ведение банком ссудного счета.

Ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.

Таким образом, действия банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу.

Установление комиссии за открытие и ведение ссудного счета нормами ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

Нормативные правовые акты Банка России не могут противоречить требованиям ГК РФ. Следовательно, взимание банком платы за открытие и ведение ссудного счета применительно к пункту 1 ст. 16 Закона РФ « О защите прав потребителей» ущемляет установленные законом права потребителей.

При таких обстоятельствах условия кредитного договора, устанавливающие комиссию за открытие и ведение ссудного счета, являются недействительными, поскольку противоречат требованиям гражданского законодательства. Согласно, ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В соответствии с Информационным письмом ЦБ РФ от 29.08.2003 года №4, ссудные счета не являются банковскими счетами по смыслу ГК РФ, положений Банка России от 05.12.2002 года № 205 П. Поскольку ссудный счет не относится к банковским счетам, то действия по его открытию и ведению не относятся к банковским операциям, за совершение которых банк вправе устанавливать плату. Из п. 2 ст. 5 ФЗ « О банковской деятельности» следует, что размещение привлеченных банком денежных средств в виде кредита осуществляется банковскими организациями от своего имени за свой счет, следовательно, ведение ссудного счета не является услугой, которую потребитель обязан оплатить, так как такая услуга оказывается для ЦБ РФ и является обязанностью банка. Кроме того, письма Банка России не относятся к нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно, действия банка по взиманию платы за открытие и ведение ссудного счета не основаны на законе и применительно к пункту 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляют установленные законом права потребителей.

Из содержания кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между сторонами видно, что открытие ссудного счета является обязательным условием выдачи кредита.

Мировой судья правильно пришел к выводу, что кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ является типовым, с заранее определенными условиями, а значит Семехин А.Г., как сторона в договоре, был лишен возможности влиять на его содержание.

Ознакомление Заемщика с условиями взимания платы за выдачу кредита (открытие ссудного счета) только при заключении кредитного договора и составление графика погашения (который составляется, как Приложение к уже заключенному кредитному договору) нарушает права потребителя, предусмотренные ст. 10 Закона РФ « О защите прав потребителей», поскольку потребитель не располагает полной информацией о предложенной ему услуге на стадии заключения договора, в том числе об условии, предусматривающим обязательное открытие и ведение ссудного счета.

Частью девятой статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (введена Федеральным законом от 08.04.2008 N 46-ФЗ и действовала на момент заключения кредитного договора с Семехиным А.Г.) предусмотрено, что кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику -физическому лицу. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией в порядке, установленном Банком России.

Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что условие договора о том, что кредитор за открытие ссудного счета взимает единовременный платеж, не основано на законе и является нарушением прав потребителя и признал действия банка в данной части противоречащими закону и обоснованно взыскал с ответчика сумму, уплаченную за обслуживание ссудного счета, в размере <данные изъяты>; проценты за пользование чужими средствами, в размере <данные изъяты>; взыскал в доход федерального бюджета - штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителей в размере <данные изъяты>, а также разрешил вопрос о судебных расходах.

Доводы апелляционной жалобы ответчика суд находит несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования мирового судьи, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 67,198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, и, как не опровергающие правильности выводов мирового судьи, не могут служить основанием для его отмены.

На основании ст.ст. 328-329 ГПК РФ суд

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка <данные изъяты> района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Сбербанка России» без удовлетворения.

Председательствующий