Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 июля 2010 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Тимошенко С.Ю.,
при секретаре Гуляевой А.А.,
с участием
истца Лындиной Е.Н.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области по доверенности Юраковой О.О.,
представителя истца по доверенности Сусловой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2 – 941 по иску Лындиной Е.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о перерасчете размера трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Лындина Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее – ответчик) о перерасчете размера трудовой пенсии по старости. Свои исковые требования обосновала тем, что с августа 2009 года является получателем трудовой пенсии по старости, которая была назначена ей досрочно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) за работу в районе Крайнего Севера в течение более 15 лет. При этом ответчик зачел ей в стаж работы в районе Крайнего Севера период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в результате чего ее льготный стаж работы в районах Крайнего Севера составил ... лет ... месяцев ... дней. Ее общий стаж работы составляет более ... лет. Однако, производя расчет размера базовой части ее трудовой пенсии по старости, ответчик необоснованно определил его на общих основаниях, в то время как в соответствии со статьей 14 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2008 года) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере в сумме ... рубля в месяц. Просит обязать ответчика произвести перерасчет повышенной базовой части трудовой пенсии по старости с ... августа 2009 года с даты ее обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец Лындина Е.Н. исковые требования уточнила, Просила признать за ней право на перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом положений пункта 7 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, с ... августа 2009 года. Обязать ответчика произвести ей перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом положений пункта 7 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, с ... августа 2009 года.
Представитель истца по доверенности Суслова О.Ю. уточненные исковые требования Лындиной Е.Н. поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Юракова О.О. в судебном заседании исковые требования Лындиной Е.Н. не признала и пояснила, что согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Закон № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Данным правом истец Лындина Е.Н. воспользовалась. Пенсия в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ ей назначена с ... августа 2009 года. При этом необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера -15 лет исчислен Лындиной Е.Н. с учетом норм пенсионного законодательства, действовавшего в период работы истца. В целях реализации отдельных норм Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 было принято разъяснение от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 № 29. Названным разъяснением определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Таким образом, Лындиной Е.Н. в специальный стаж ее работы в районах Крайнего Севера было зачтено время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Закон № 173-ФЗ предусматривающий сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, вместе с тем содержит ряд норм, предполагающих новую концепцию правового регулирования пенсионного обеспечения. Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18 июня 2007 года № 381), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному пенсионному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Положения данных Правил регламентируют порядок исчисления как стажа работы в связи с особыми условиями труда, так и стажа работы на Крайнем Севере. При этом включение отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено. Норма, содержащаяся в пункте 7 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, предполагающая установление фиксированного базового размера пенсии в повышенном размере для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, введена в действие с 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ. Следовательно, применяться она должна во взаимосвязи с нормами действующего пенсионного законодательства, не предполагающего зачет в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Действующее пенсионное законодательство, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, не препятствует гражданину произвести оценку приобретенных пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, с учетом положений ранее действовавшего законодательства. Таким образом, исчисляя специальный трудовой стаж Лындиной Е.Н. по нормам действовавшего во время приобретения ею пенсионных прав законодательства, невозможно одновременно применить новое пенсионное законодательство в отношении размера пенсии, а именно - размера ее фиксированной базовой части. Правовых оснований для включения периода нахождения Лындиной Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы не имеется. Без учета данного периода стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет ... лет ... месяцев ... дней, что является недостаточным для установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере. Просила Лындиной Е.Н. в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Лындина Е.Н. с ... августа 2009 года является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена ей ответчиком досрочно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, как лицу более 15 лет отработавшему в районах Крайнего Севера и имеющему общий трудовой стаж более 20 лет для женщин. При досрочном назначении пенсии ответчик зачел Лындиной Е.Н. в стаж работы в районах Крайнего Севера период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с Дата обезличена года по Дата обезличена Дата обезличена года, применив в соответствии в Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, законодательство, действовавшее в период работы истца, позволявшее включать в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
Вместе с тем, размер базовой части трудовой пенсии по старости Лындиной Е.Н. определен ответчиком на общих основаниях, без учета ее статуса лица, более 15 лет работавшего в районах Крайнего Севера и имеющего общий стаж более 20 лет.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости определен законодателем в статье 14 Закона № 173-ФЗ.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 312-ФЗ (абзацы первый и второй подпункта «а» пункта 1 статьи 1) дополнил статью 14 названного Закона пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
В последствии с принятием Федерального закона № 213 от 24 июля 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» данная норма была закреплена в пункте 7 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец Лындина Е.Н. соответствует обоим названным условиям. Ее стаж работы в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет, а именно ... лет ... месяцев ... дней, страховой стаж более 26 лет, а именно ... лет ... месяцев ... дней.
Следовательно, она имеет право на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 апреля 2009 года N 72-ФЗ).
Доводы представителя ответчика по доверенности Юраковой О.О. о том, что включение в специальный стаж времени нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 7 мая 1987 года по 12 сентября 1988 года возможно только для реализации ею права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а не для определения размера фиксированной базовой части трудовой пенсии, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм Закона № 173-ФЗ.
В пункте 7 статьи 14 Закона № 173-Ф указано, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в сумме ... рублей в месяц.
При этом каких-либо ограничений и дополнительных условий для реализации статуса лица, проработавшего не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющего страховой не менее 20 лет для женщин, закон не содержит и не связывает реализацию данного статуса с основаниями его приобретения.
Поскольку истец соответствует статусу лица, отработавшего более 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющего общий стаж 20 лет, который был учтен ответчиком, признавшим за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в дальнейшем Лындина Е.Н. имеет право на получение льгот, которые предусмотрены (будут предусмотрены) для данной категории граждан законодателем, в том числе и на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Иное толкование норм Закона № 173 –ФЗ привело бы к ущемлению прав истца на установление повышенного уровня пенсионного обеспечения.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Лындиной Е.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о перерасчете размера трудовой пенсии удовлетворить.
Признать за Лындиной Е.Н. право на перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом положений пункта 7 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, с ... августа 2009 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новомосковск и Новомосковскому району Тульской области произвести Лындиной Е.Н. перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом положений пункта 7 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, с ... августа 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд в течение десяти дней.
Судья