Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2010 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Елисеевой М.В.,
при секретаре Варнавской И.В.,
с участием истца Никифоровой Н.Ф.,
представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН г.Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-913 по иску Никифоровой Н.Ф. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию, ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск, вознаграждение за выслугу лет в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом,
УСТАНОВИЛ :
Никифорова Н.Ф. обратилась в Новомосковский городской суд Тульской области с иском к Комитету социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области о признании права на ежемесячную денежную компенсацию, ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск, вознаграждение за выслугу лет в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она, до Дата обезличена года, в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом пользовалась правом на ежемесячную денежную выплату, дополнительный оплачиваемый отпуск, вознаграждение за выслугу лет. С Дата обезличена года распоряжением председателя ... комитета социальной защиты населения она лишена вышеуказанных компенсаций в связи с созданием ею с Дата обезличена года адвокатского кабинета. Просит признать за ней право на ежемесячную денежную компенсацию, дополнительный оплачиваемый отпуск, оплату за выслугу лет с Дата обезличена года.
Определениями Новомосковского городского суда Тульской области к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент социального развития Тульской области, Отделение по Новомосковскому району УФК по Тульской области, УФК по Тульской области, в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска».
В судебном заседании истец Никифорова Н.Ф. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика - ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска», по доверенности Бинчук Н.В., заявленные Никифоровой Н.Ф. исковые требования не признала и пояснила, что по общему правилу, закрепленному статьей 2 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются указанным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих указанному Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними. Комплекс мер социальной защиты для граждан, постоянно работающих на территории зон проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом, установлен статьями 18 и 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким гражданам гарантированы:
1) Ежемесячная денежная компенсация.
Согласно пункту 3 статьи 18 и пункту 2 статьи 19 указанная выплата производится гражданам, работающим на территории зон радиоактивного загрязнения в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности и занимающимся на указанных территориях предпринимательской деятельностью.
2)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Согласно пункту 2 статьи 18 и пункту 4 статьи 19 он предоставляется гражданам, работающим в зоне. Правом на отпуск не обладают лица, которые выполняют определенные виды трудовой деятельности, например индивидуальные предприниматели, лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, и другие самозанятые граждане.
3)Дополнительное вознаграждение за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне (пункт 5 статьи 18).
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1993 № 101, выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Законодатель определил две категории граждан, имеющих право на получение компенсации за работу на «загрязненной» территории: работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; занимающиеся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению представителя Бинчук Н.В., адвокатская деятельность не является предпринимательской. Кроме того, адвокат не является субъектом правоотношений по получению мер социальной поддержки согласно п. 2 ст. 19, п. 4 ст. 19, п. 5 ст. 18 Закона, соответственно, не имеет права на меры социальной поддержки. Истец Никифорова Н.Ф. не относится к кругу лиц, которым вышеназванным законом гарантировано право на получение перечисленных гарантий, поскольку она не является ни работником организации, ни предпринимателем. С учетом изложенной позиции представитель Бинчук Н.В. просит отказать Никифоровой Н.Ф. в удовлетворении иска.
Представители третьих лиц: Департамента социального развития Тульской области, Отделения по Новомосковскому району УФК по Тульской области, УФК по Тульской области в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель третьего лица – Департамента социального развития Тульской области просил отказать Никифоровой Н.Ф. в иске, ссылаясь на то, что истец не является работающим в организации по трудовому договору и не является предпринимателем, следовательно, не относится к кругу лиц, которым статьей 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года гарантировано право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, работающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица – Отделения по Новомосковскому району УФК по Тульской области просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что у истца отсутствует право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокатский кабинет – юридическим лицом. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, город Новомосковск Тульской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пунктом 8 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, отнесены к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года;
Согласно пункту 2 статьи 19 вышеназванного закона гражданам, работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью, в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года;
В силу пункта 4 вышеназванного закона гражданам, работающим в указанной зоне, гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.
В соответствии с п.5 ст.18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим на территории зон проживания с правом на отселение гарантируется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.
На основании п.1 Положения «О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам организаций, независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1993 N 101 «О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Судом установлено, что Никифорова Н.Ф. с Дата обезличена года проживает по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается выпиской из домовой книги от Дата обезличена года, выданной ООО «...» л.д. 202).
Решением ... городского суда ... от Дата обезличена года установлен факт проживания истца Никифоровой Н.Ф. в ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года по адресу: ..., ..., ... л.д. 204).
Дата обезличена года истцу выдано удостоверение серии ... Номер обезличен как лицу, проживающему, работающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом л.д. 178).
С Дата обезличена года Никифорова Н.Ф. работала в ... коллегии адвокатов ..., что подтверждается справкой от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 53).
Дата обезличена года Никифорова Н.Ф. обратилась в Комитет (управление) социальной защиты населения ... с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты л.д. 15).
Из материалов дела следует, что Никифоровой Н.Ф. уплачивались налоги на доходы физических лиц, что подтверждается квитанциями за Дата обезличена л.д. 16, 17, 19, 20) и уплачивались страховые взносы в Дата обезличена согласно чекам-ордерам за л.д. 18, 21, 22).
Из личного дела Никифоровой Н.Ф., представленного ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска, усматривается, что Никифоровой Н.Ф. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена год включительно производились выплаты в соответствии с пунктами 1,2,4 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также выплачивалось дополнительное вознаграждение за выслугу лет как работающей в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом л.д. 41-69).
Дата обезличена г. в Совет ... областной адвокатской палаты от Никифоровой Н.Ф. поступило уведомление от Дата обезличена года о принятии решения об осуществлении адвокатской деятельности индивидуально, путем учреждения адвокатского кабинета, который будет располагаться по адресу: ..., ..., ..., ..., ... л.д. 12).
Согласно записи в трудовой книжке ... Номер обезличен Никифоровой Н.Ф. с Дата обезличена года учрежден адвокатский кабинет л.д. 143-144).
Из ответа президента ... областной адвокатской палаты Номер обезличен от Дата обезличена года на запрос директора ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска от Дата обезличена года Номер обезличен следует, что адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность по месту постоянного жительства, имеют право на льготы, установленные законодательством, в том числе и Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года л.д. 166).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Пунктом 4 ст. 3 данного Федерального закона установлено, что каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Российской Федерации.
Частью 5 ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудового договору гарантируются установленный федеральным законом оплачиваемый ежегодный отпуск.
Постановлением Губернатора Тульской области от 22.12.2009 года № 967 «О ликвидации территориальных органов департамента социального развития Тульской области» ликвидирован Новомосковский комитет социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области».
Согласно сообщению ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска от Дата обезличена года Номер обезличен с Дата обезличена года истцу приостановлены выплаты ежемесячной денежной компенсации, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и дополнительного вознаграждения за выслугу лет в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 19 и п. 5 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, так как гражданам, оказывающим услуги на основании гражданско-правовых договоров на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, данные выплаты действующим законодательством не предусмотрены л.д. 179).
Оценивая доказательства по делу и анализируя правовые нормы, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу, что доводы ответчика и третьих лиц, выраженные в их возражениях, основываются на ошибочном толковании закона.
Статьей 5 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств РФ устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 года № 542 утверждены Правила финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п. 2 данных Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов РФ.
Тот факт, что истец Никифорова Н.Ф. осуществляет индивидуальную адвокатскую деятельность не по трудовому договору, не может нарушать ее права на социальное обеспечение гарантированное ей как гражданину Российской Федерации частью 2 ст. 7, частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, а также вышеуказанным Законом, поскольку специфика трудовой деятельности адвоката заключается в том, что такая деятельность регулируется отчасти Федеральный законом от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Судом установлено, что истец Никифорова Н.Ф. постоянно проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с Дата обезличена года, при этом является работающей в организации зоны, т.к. адвокатский кабинет «...», расположен по адресу: ..., ..., ..., ..., ....
Из корешков ордеров, представленных истцом, следует, что с Дата обезличена года истцу в соответствии со ст. 50 УПК РФ поручалось осуществление защиты обвиняемых и подсудимых при производстве предварительного расследования и в суде на территории ... л.д. 171-177).
При таких обстоятельствах истец независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, в которой он работает, имеет право на предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, включая право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет и ежемесячную денежную компенсацию.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никифоровой Н.Ф. удовлетворить.
Признать за Никифоровой Н.Ф. с Дата обезличена года право на ежемесячную денежную компенсацию, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней, вознаграждение за выслугу лет за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья