решение от 22.12.2010 года о признании недействительными постановлений администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2010 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Тимошенко С.Ю.,

при секретаре Гуляевой А.А.,

с участием

представителя заявителей Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В. по доверенности Деменковой Е.В.,

представителей заинтересованного лица администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Лажевского К.П., Денниковой С.А.,

представителя заинтересованных лиц Стародубцева Н.Е., Степанова Н.В. по доверенности Фролова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседания материалы гражданского дела № 2 – 1812 по заявлению Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В. о признании недействительными постановлений администрации муниципального образования город Новомосковск о предоставлении земельных участков на праве аренды,

у с т а н о в и л:

Полторака Е.В., Лейвиков В.Е., Храмченкова Т.В. обратились в суд с указанным заявлением. Свои требования мотивируют тем, что являются собственниками жилых домов, расположенных в <адрес>. Также в их собственности находятся земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью по 900 кв.м., расположенные по этому же адресу. Домовладения находятся в населенном пункте, расположенном на берегу <данные изъяты> водохранилища, примерно в 60 метрах от воды. В настоящее время между участками заявителей и рекой началось строительство. Как им стало известно, данная прибрежная территория, не входящая в границы населенного пункта - <адрес>, предоставлена в аренду по оспариваемым ненормативным актам администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, № указанным в постановлениях гражданам с разрешенным использованием: под личное подсобное хозяйство. Считают постановления незаконными по следующим основаниям. В преамбуле оспариваемых постановлений указано, что они принимаются в соответствии со статьями 22, 34, 42, 43 и 81 Земельного кодекса РФ. Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). В публикациях по поводу предоставления данных земельных участков указано, что администрация муниципального образования <адрес> информирует о предстоящем выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения 7 (семи) земельных участков с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, ориентировочной площадью 1500 кв.м. каждый, расположенных: <адрес>. Таким образом, в противоречие требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ публикация не содержала указания о том, на каком праве и на каких условиях планируется предоставление земельных участков. В обжалуемых постановлениях о предоставлении земельных участков указано: «Предоставить... на праве долгосрочной аренды сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером..., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части квартала..., площадью 815,0 кв.м, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства». Таким образом, в противоречие требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ, в публикации была размещена информация об участках площадью 1500 кв.м., расположенных в населенном пункте <адрес>, однако предоставлены участки другой площадью и с указанием другого места нахождения.

Кроме того, согласно статье 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Режим земель сельскохозяйственного назначения распространяется на полевой земельный участок.

В публикации был указан адрес места нахождения предстоящего к выделению земельного участка - <адрес>, то есть населенный пункт. Все земельные участки, находящиеся в <адрес>, в том числе и принадлежащие заявителям, имеют категорию земель - земли населенных пунктов. Земли с установленной категорией – для сельскохозяйственного назначения расположены за пределами населенного пункта. Таким образом, земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные за пределами населенного пункта, могут быть предоставлены только для целей, не связанных со строительством, в связи с чем и сделана ссылка на статью 34 Земельного кодекса РФ в обжалуемых постановлениях. Однако в публикации было указано, что предстоящие к выделению земельные участки расположены в населенном пункте. Сведений о том, что их использование исключает возможность строительства, публикация не содержала, таким образом, заявители и другие потенциальные претенденты на получение в аренду этих участков, были введены в заблуждение. Между тем, жители <адрес>, имеющие уже построенные дома и другие необходимые объекты на своих участках, как раз были заинтересованы в приобретении именно такой категории земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Аналогию данной нормы можно использовать и при определении объема прав на возможность приобретения земельных участков в аренду. Реализация этого принципа обеспечивается путем установления в федеральном законе случаев, когда земельный участок может быть приобретен только путем проведения конкурсов, аукционов (статьи 30 и 38 ЗК РФ), либо путем заблаговременной публикации информации о земельных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях (статьи 31 и 34 ЗК РФ). Предоставление земельных участков без торгов в результате опубликования недостоверной информации о предстоящих к выделению земельных участках органом местного самоуправления нарушает права заявителей на равный доступ к приобретению прав на земельные участки.

Просят признать недействительными постановления администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Стародубцеву Н.Е. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Слонову С.В. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Швецову Н.В. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Швецову В.М. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Степанову Н.В. земельного участка на праве аренды».

Заявители Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заявителей по доверенности Деменкова Е.В. заявление по изложенным в нем основаниям поддержала, просила его удовлетворить. Кроме того, пояснила, что в соответствии с пунктом 3 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве». На земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, не распространяется Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земельным кодексом (статьей 34) установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Пунктом 1 указанной статьи определено, что органы местного самоуправления обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. При этом в пункте 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что предполагаемые размеры и местоположение земельного участка могут упоминаться только в заявлении граждан. В документах, изготавливаемых органами местного самоуправления и другими органами власти, предполагаемые данные не допускаются. То есть информация, в силу требований земельного законодательства, должна содержать исчерпывающие данные о земельном участке: его местоположении, кадастровом номере, целевом назначении и т.п.; данные о том, платно или бесплатно предоставляется земельный участок, о других условиях предоставления земельного участка. Указанная информация должна быть заблаговременно опубликована в печатных средствах массовой информации. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ заявки должны приниматься и рассматриваться до определенного указанными процедурами срока. Процедуры предоставления земельных участков установлены в принятом органом местного самоуправления нормативном акте - Порядке управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>. Сроки процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определены в разделе № 9: «Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» и разделе № 11: «Особенности и порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». В разделе № 9 Порядка значатся следующие процедуры: получение заявления от гражданина (пункт 9.2), утверждение администрацией схемы расположения земельного участка в течение 1 месяца со дня поступления заявления (пункт 9.3), проведение кадастровых работ заявителем и постановка на кадастровый учет земельного участка (пункт 9.3), принятие постановления о предоставлении земельного участка в 2-недельный срок со дня предоставления кадастрового плана (пункт 9.4). Указания на то, в какой срок осуществляется публикация извещения, в разделе № 9 не имеется. Учитывая требования земельного законодательства, предполагается, что она должна быть после проведения кадастровых работ в период постановки на кадастровый учет, так как только в этом случае будет известна полная информация об участке и будет соблюдено требование о приеме заявок до окончания сроков процедур.

В разделе № 11 Порядка значатся следующие процедуры: получение заявления от гражданина или юридического лица (пункт 11.8), после принятия главой администрации МО решения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка – публикация сообщения (пункт 11.9), проведение торгов или предоставление без торгов в случае одной заявки (пункт 11.9), в случае отсутствия кадастрового учета - утверждение администрацией схемы расположения земельного участка в течение 1 месяца со дня поступления заявления (пункт 11.9), проведение кадастровых работ заявителем и постановка на кадастровый учет земельного участка (пункт 11.9), принятие постановления о предоставлении земельного участка в 2-недельный срок со дня предоставления кадастрового плана (пункт 11.10).

В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, публикация информации о предоставляемых земельных участках должна была содержать исчерпывающие данные о самом земельном участке и условиях его предоставления. Указанная информация должна была быть опубликована после принятия распоряжения главы администрации муниципального образования о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка. Кроме того, сбор заявок должен быть осуществлен в течение сроков процедур предоставления земельного участка, установленных актом органа местного самоуправления. В данном же случае информация о предоставляемых участках опубликована в ДД.ММ.ГГГГ, а предоставлены участки в ДД.ММ.ГГГГ. Решения главы администрации о возможности предоставления земельных участков, не принималось. Текст опубликованной информации не соответствовал требованиям Земельного кодекса РФ. Срок сбора заявок (30 дней в ДД.ММ.ГГГГ, в то время, когда процедуры предоставления земельных участков были завершены в ДД.ММ.ГГГГ) не соответствовал требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ. Данные нарушения земельного законодательства не позволили заявителям осуществить свое право на получение земельных участков в аренду.

Также указала на то, что выделение земельных участков на праве аренды гр. Стародубцеву Н.Е., Слонову С.В., Швецову Н.В., Швецову В.М., Степанову Н.В. было произведено в нарушение части 8 статьи 6 Водного кодекса РФ, согласно которой каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования <адрес> по доверенности Лажевский К.П. в судебном заседании требования заявителей Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В. не признал. Свое несогласие мотивировал тем, что заявления от граждан о выделении земельных участков для личного подсобного хозяйства в д. <адрес> поступили в администрацию муниципального образования и были рассмотрены на совещании аппарата администрации ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями законодательства информация о предстоящем выделении земельных участков и сборе заявок от других претендентов была опубликована в печатных изданиях «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». В течение 30 дней (срок, установленный законом) с момента выхода этих печатных изданий других заявок не поступило, поэтому было принято решение о предоставлении земельных участков без проведения аукциона. Статья 34 Земельного кодекса РФ определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. При этом органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков администрацией муниципального образования принят - Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования <адрес>, который утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В последующем в Порядок внесены изменения решениями Собрания депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Данное решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, опубликовано в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, имеется в информационной базе «<данные изъяты>», соответственно все заинтересованные в предоставлении земельных участков лица имели возможность ознакомиться с процедурой и критериями предоставления земель на территории муниципального образования, в том числе и для целей, не связанных со строительством. В Порядке также указан уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками специальный орган и порядок информирования населения о выделяемых участках.

Главой 9 Порядка: «Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» установлено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством предоставляются в собственность и в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Соответственно бесплатная передача земель по статье 34 ЗК РФ в муниципальном образовании не осуществляется. Предоставление земли в собственность (продажа) проводится в соответствии с законодательством на торгах. Порядок предоставления земель в собственность на торгах, а также порядок и содержание публикации о продаже земель с торгов регламентируется Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808. Им утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Учитывая, что бесплатно участки не передаются, а при продаже с торгов публикация имеет иное, установленное законодательством содержание, рассматриваемая публикация не могла содержать информацию о предоставлении участков в собственность, соответственно содержала информацию об предоставляемых в аренду участках.

Таким образом «право и определенные условия» предоставления земельных участков, как того и требует статья 34 Земельного кодекса РФ, установлены местным нормативным актом

Пункт 9.1 главы 9 Порядка устанавливает, что передача земельных участков для целей, не связанных со строительством в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации в периодическом печатном издании - газете «<данные изъяты>» информации о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Информацию с указанием срока приема заявлений о предоставлении участка публикует управление по использованию муниципальных земель. В случае если по истечении одного месяца с момента опубликования указанной информации имеется только одна заявка, управление по использованию муниципальных земель направляет письменное уведомление заявителю. В соответствии с требованиями законодательства информация о предстоящем выделении земельных участков и сборе заявок от других претендентов была опубликована не только в печатном издании «<данные изъяты>», но и в газетах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». В публикации был указан установленный законодательством срок приема других заявок, а также телефоны служб администрации, ответственных за полное информирование заинтересованных лиц, в случае если им требуются разъяснения по вопросам предоставления. Обращений за разъяснениями по телефону не было, заявлений о предоставлении участков тоже. Таким образом, органами местного самоуправления выполнено условие о публикации информации, при этом расширен доступ к ней для всего населения <адрес>.

Не согласен с утверждениями представителя заявителей Деменковой Е.В. о том, что в публикации указано, что предстоящие к выделению земельные участки расположены в населенном пункте, поскольку в публикации была четко указана категория земель - сельскохозяйственного назначения. Так как земельные участки на момент опубликования не были сформированы (и не могли быть) и не имели точно установленного местоположения, наименование населенного пункта было использовано как близлежащий ориентир, позволяющий определить местоположение предоставляемых земель.

Таким образом, при наличии точно указанной в публикации категории земли граждане не могли быть введены в заблуждение содержанием публикации. В публикации также четко указано разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства. Так как предоставление земель в категории сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства действительно исключает цели строительства, в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ, то дополнительные разъяснения о том, что участок не предназначен для строительства, в публикации не требуются, а нормы статьи 34 Земельного кодекса РФ этого и не требуют.

Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ устанавливает, что орган местного самоуправления обязан обеспечить заблаговременную публикацию информации о предоставляемых земельных участках. Конкретные требования к содержанию информации о таких земельных участках законом не установлены. Абсолютно точные характеристики (местоположение, кадастровый номер, площадь) участка могут быть только у сформированного участка, прошедшего кадастровый учет. В случае, если заявитель обращается с просьбой о предоставлении ему земельного участка, в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, точное местоположение которого не установлено, площадь не определена в соответствии с требованиями законодательства, заявитель, не обладая специальными знаниями в области землеустройства и кадастрового учета, вправе по своему усмотрению сформулировать местоположение земельного участка относительно располагающихся поблизости почтовых ориентиров (населенных пунктов, улиц или располагающихся по смежеству объектов, которым присвоен адрес и т.д.) и указать площадь, которая по его мнению необходима для использования земельного участка для выбранного им целевого использования. Так и было указано в заявлениях граждан, которым впоследствии эти участки были предоставлены. Администрация муниципального образования не вправе отказать в рассмотрении такого заявления и обязана рассмотреть обращение в установленные законом сроки, по результатом которого ответить согласием в предоставлении участка или дать мотивированный отказ в его предоставлении. Изменение данного установленного порядка рассмотрения заявления на иной порядок, который бы позволил сначала принять заявление, потом провести кадастровые работы, уточнить характеристики участка и только потом принимать решение по поданному заявлению и публиковать уточненную информацию, явилось бы нарушением органом местного самоуправления действующего законодательства.

В случае если принято решение о возможности предоставления участка, указанного в заявлении, орган местного самоуправления публикует информацию в средствах массовой информации с целью выявления других претендентов. При отсутствии заявлений от других лиц, заявителю направляется ответ о согласии в предоставлении участка без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Таким образом, земельные участки, предоставленные гражданам по оспариваемым постановлениям, согласно схемам расположения, находятся вне пределов береговой полосы.

Считает, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с нормами действующего законодательства. Просил суд отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Денникова С.А. в судебном заседании просила отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заинтересованные лица Слонов С.В., Швецов В.М., Швецов Н.В. в судебное заседание, о месте и времени которого надлежащим образом извещены, не явились. В представленных в суд заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица Стародубцев Н.Е., Степанов Н.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованных лиц Стародубцева Н.Е., Степанова Н.В. по доверенности Фролов В.В. в судебном заседании с требованиями заявителей Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В., не согласился. Считает, что оспариваемые постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № приняты в соответствии с нормами действующего законодательства. Никаких нарушений закона со стороны его доверителей при оформлении указанных земельных участков в аренду допущено не было. Просил суд в удовлетворении заявленных требований заявителям отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, находит заявление Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В. подлежащим удовлетворению.

Заявителями оспариваются ненормативные акты - постановления администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Стародубцеву Н.Е. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Слонову С.В. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Швецову Н.В. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Швецову В.М. земельного участка на праве аренды», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Степанову Н.В. земельного участка на праве аренды».

Основаниями для принятия указанных постановления явились заявления граждан Стародубцева Н.Е., Слонова С.В., Швецова Н.В., Швецова В.М., Степанова Н.В. о предоставлении им в аренду земельных участков.

Данные земельные участки были предоставлены им без проведения торгов.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 Земельного Кодекса РФ.

Согласно пункту 1 указанной статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса РФ администрацией муниципального образования <адрес> был принят акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков - Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования <адрес>, который утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Глава 11 Порядка регламентирует особенности и порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 11.1 указанной главы установлено, что без проведения торгов предоставление земельных участков допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации в периодических печатных изданиях: газетах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Администрацией муниципального образования <адрес> вышеуказанное условие было соблюдено, информация о выделении земельных участков была опубликована в газетах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Вместе с тем, анализ содержания указанной публикации дает основание суду сделать вывод о несоответствии содержащейся в публикации информации о выделяемых земельных участках требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Так, в нарушение требований пункта 1 указанной статьи в публикации отсутствует информация о том, на каком праве выделялись земельные участки, отсутствуют условия их предоставления (за плату или бесплатно).

Кроме того, публикация содержит сведения о предстоящем выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения 7 земельных участков с разрешенным использование – для ведения личного подсобного хозяйства. В то же время в ней указано расположение выделяемых земельных участков: населенный пункт - <адрес>, то есть на землях населенных пунктов.

Также суд отмечает, что указанные в публикации площади земельных участков (1500 кв.м.) значительно превосходят площади земельных участков, указанные в последствии в оспариваемых постановлениях (815 кв.м.).

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами заявителей о том, что в результате опубликования администрацией муниципального образования <адрес> противоречивой и неточной информации о выделяемых земельных участках они были введены в заблуждение относительно их местонахождения и категории, вследствие чего ими не были поданы соответствующие заявления в администрацию о предоставлении им указанных земельных участков на праве аренды. Тем самым было нарушено право заявителей на равный доступ к приобретению прав на данные земельные участки.

Доводы представителя администрации по доверенности Лажевского К.П. о том, что помимо сведений, указанных в публикации, все заинтересованные в приобретении земельных участков лица имели возможность ознакомиться с процедурой и критериями их выделения на территории муниципального образования <адрес>, а также получить соответствующую консультацию у служб администрации, ответственных за опубликованные сведения, суд находит несостоятельными, поскольку нормы статьи 34 Земельного кодекса РФ, содержащие, в том числе, требования к публикации о выделяемых земельных участках, носят императивный характер и расширительному толкованию не подлежат. При этом полнота и достоверность содержащейся в публикации о выделении земельного участка информации не может быть поставлена в зависимость от возможности заинтересованных лиц ознакомиться с нормативными правовыми актами администрации муниципального образования и получить консультацию на эту тему у соответствующих специалистов администрации.

Суд также соглашается с доводами представителя заявителей по доверенности Деменковой Е.В. о имевшем место нарушении администрацией муниципального образования процедуры принятия оспариваемых постановлений.

В разделе № 11 Порядка, регламентирующем особенности и порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, значатся следующие процедуры: получение заявления от гражданина или юридического лица (пункт 11.8), после принятия главой администрации муниципального образования решения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка – публикация сообщения (пункт 11.9), проведение торгов или предоставление без торгов в случае одной заявки (пункт 11.9), в случае отсутствия кадастрового учета - утверждение администрацией схемы расположения земельного участка в течение 1 месяца со дня поступления заявления (пункт 11.9), проведение кадастровых работ заявителем и постановка на кадастровый учет земельного участка (пункт 11.9), принятие постановления о предоставлении земельного участка в 2-недельный срок со дня предоставления кадастрового плана (пункт 11.10).

Частью 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ) предусмотрено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

По смыслу указанного закона, решение главы администрации муниципального образования о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка принимается в форме постановления или распоряжения. Такого постановления (распоряжения) главой администрации муниципального образования <адрес> не выносилось. Принятие же решения в протокольной форме в ходе совещания аппарата администрации, как на то указывает представитель администрации Лажевский К.П., не соответствует требованиям Закона № 131-ФЗ.

В остальном доводы заявителей и их представителя по доверенности Деменковой Е.В. суд признает необоснованными, поскольку они не подтверждены материалами дела.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Полторака Е.В., Лейвикова В.Е., Храмченковой Т.В. о признании недействительными постановлений администрации муниципального образования город Новомосковск о предоставлении земельных участков на праве аренды, удовлетворить.

Признать недействительными:

- постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Стародубцеву Н.Е. земельного участка на праве аренды»,

- постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Слонову С.В. земельного участка на праве аренды»,

- постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Швецову Н.В. земельного участка на праве аренды»,

- постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Швецову В.М. земельного участка на праве аренды»,

- постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Степанову Н.В. земельного участка на праве аренды».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья