Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2010 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Елисеевой М.В.,
при секретаре Варнавской И.В.,
с участием
истца – помощника Новомосковского городского прокурора Дувановой Н.В.,
представителей ответчиков – муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29» Дроновой Н.И., администрации муниципального образования город Новомосковск, по доверенности Лажевского К.П.,
представителя третьего лица – комитета по образованию и науке администрации муниципального образования город Новомосковск, по доверенности Кузьминой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2082 по иску Новомосковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 29», администрации муниципального образования город Новомосковск об обязании получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности и осуществления финансирования работ, связанных с получением лицензии на образовательную деятельность,
УСТАНОВИЛ:
Новомосковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 29», администрации муниципального образования город Новомосковск об обязании получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности и осуществления финансирования работ, связанных с получением лицензии на образовательную деятельность. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что Новомосковской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дошкольном образовании, в результате которой установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» является юридическим лицом, которое осуществляет образовательную деятельность, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Учредителем детского сада является администрация муниципального образования <данные изъяты> (п. 1.2 Устава МДОУ). Финансирование деятельности МДОУ осуществляется из бюджета муниципального образования <данные изъяты> (п. 7.14 Устава МДОУ). В настоящее время численный состав детей, посещающих МДОУ, составляет <данные изъяты> человек, проживающих в <адрес>, поселках <данные изъяты>. В очереди для получения места в детском саду состоит <данные изъяты> ребенок. В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства у МДОУ «Детский сад № 29» лицензия на право осуществления образовательной деятельности отсутствует, что является существенным нарушением законодательства. При отсутствии лицензии на право осуществления образовательной деятельности образовательное учреждение не вправе осуществлять образовательный процесс. Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Новомосковской горпрокуратурой по факту отсутствия лицензии у МДОУ «Детский сад № 29» неоднократно вносились представления об устранении данного нарушения в адрес главы администрации муниципального образования <данные изъяты>, Комитета по образованию и науке, по постановлению горпрокурора от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МДОУ «Детский сад № 29» привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление образовательной деятельности без лицензии. Однако до сих пор лицензия у детского сада отсутствует. Поскольку лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, то осуществление образовательной деятельности МДОУ «Детский сад № 29» без наличия соответствующего разрешения (лицензии) существенно нарушает права и законные интересы детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение, их родителей, иных граждан, дети которых состоят в очереди для поступления в указанный детский сад на получение качественного дошкольного образования. Посещение детского сада при отсутствии лицензии не гарантирует безопасность детей, охрану их жизни и здоровья во время пребывания в нем. Прокурор просит суд обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск осуществить финансирование работ, связанных с получением лицензии на образовательную деятельность МДОУ «Детский сад № 29».
В судебном заседании помощник Новомосковского горпрокурора Дуванова Н.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – МДОУ «Детский сад № 29» Дронова Н.И., представитель ответчика – администрации муниципального образования г. Новомосковск, по доверенности Лажевский К.П., в судебном заседании не возражали против заявленных требований.
Представитель третьего лица – комитета по образованию и науке администрации муниципального образования г. Новомосковск, по доверенности Кузьмина Е.Г., не возражала против исковых требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, что также отражено в Уставе МДОУ «Детский сад № 29» п. 1.11.
Согласно ч. 7 и ч. 9 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277. При этом лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области образования, государственного регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан РФ на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.
В соответствии с п. 39 указанного Положения образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Новомосковской городской прокуратурой в ходе проведенных проверок неоднократно выявлялись факты нарушения требований законодательства в МДОУ «Детский сад № 29», а именно отсутствие лицензии на право осуществления образовательной деятельности (л.д. 22-24, 35-63).
В ходе проведенной Новомосковской городской прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства у МДОУ «Детский сад № 29» лицензия на право осуществления образовательной деятельности отсутствует, что является существенным нарушением законодательства. Данный факт подтверждается актом проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к ДД.ММ.ГГГГ учебному году, из которого следует, что комиссия пришла к выводу о неготовности МДОУ «Детский сад № 29» к новому учебному году (л.д. 25-28).
При отсутствии лицензии на право осуществления образовательной деятельности образовательное учреждение не вправе осуществлять образовательный процесс.
Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. ст. 32,51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 (с последующими изменениями и дополнениями) образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
В соответствии с п. 7.14 Устава МДОУ «Детский сад № 29» деятельность МДОУ финансируется из бюджета муниципального образования <данные изъяты> по утвержденной главным распорядителем бюджетных средств бюджетной смете в установленном законодательством РФ порядке. МДОУ самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Новомосковского городского прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новомосковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 29», администрации муниципального образования город Новомосковск об обязании получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности и осуществления финансирования работ, связанных с получением лицензии на образовательную деятельность удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск осуществить финансирование работ, связанных с получением муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 29» лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд в течение 10 дней.
Судья