РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2010 года г.Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сапроновой И.Н.,
при секретаре Коротковой Л.П.,
с участием помощника Новомосковского городского прокурора Фетисовой Н.И.,
истца Федосеева В.А., его представителя Сахаровой И.Н.,
представителя ответчика - банка ВТБ 24 (ЗАО) по доверенности Севагиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеева В.А. к банку ВТБ 24 (ЗАО) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Федосеев В.А. обратился в суд с иском к банку ВТБ 24 (ЗАО) о восстановлении на работе, признании формулировки увольнения незаконной, возложении обязанности изменить формулировку основания увольнения, признании незаконными дисциплинарных взысканий, выдаче дубликата трудовой книжки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указал, что работал в должности <данные изъяты>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен с ДД.ММ.ГГГГ по подпункту «в» пункта 6 части первой ст.81 Трудового Кодекса РФ за разглашение охраняемой законом тайны. ДД.ММ.ГГГГ ему объявлен выговор за невыполнение ежемесячного плана в третьем квартале. ДД.ММ.ГГГГ ему объявлен выговор за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в предоставлении недостоверной информации в ходе выполнения индивидуального планового задания. Полагает, что он не совершал виновных действий, у него не было намерений разглашать охраняемую законом тайну. Также полагает, что при увольнении ответчик нарушил порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст. 192 Трудового Кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Федосеев В.А. уточнил свои требования, просил восстановить на работе в должности <данные изъяты> администрации операционного офиса «<данные изъяты>» филиала № банка ВТБ 24 (ЗАО), признать незаконным приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты>, взыскать судебные расходы. Истец полагает, что при применении к нему дисциплинарного взыскания и его увольнении нарушены требования статей 192 и 193 Трудового Кодекса РФ, а именно не учтены обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, отсутствовала его вина, не был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, в приказе о расторжении трудового договора отсутствует указание на то, какая тайна была разглашена.
ДД.ММ.ГГГГ Федосеев В.А. уточнил свои требования, просил восстановить на работе в должности <данные изъяты> администрации операционного офиса «<данные изъяты>» филиала № банка ВТБ 24 (ЗАО), взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты>, взыскать судебные расходы в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Федосеев В.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика банка ВТБ 24 (ЗАО) по доверенности Севагина О.М. иск не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен трудовой договор №, согласно которому Федосеев В.А. был принят на работу в филиал № <данные изъяты>. Решением общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ наименование банка изменено на ВТБ 24 (ЗАО). В связи с изменением штатного расписания филиала и его внутренних структурных подразделений с ДД.ММ.ГГГГ Федосеев В.А. переведен в отдел продаж розничных продуктов на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в администрацию на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в администрацию операционного офиса «<данные изъяты>» на должность <данные изъяты>. Согласно трудовому договору и должностной инструкции Федосеев В.А. обязан в своей работе руководствоваться законодательством о банках и банковской деятельности, регламентами и организационно-распорядительными документами банка, несет ответственность за разглашение конфиденциальной и коммерческой тайны посторонним лицам. При приеме на работу у Федосеева В.А. было отобрано обязательство о неразглашении сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну банка, которые будут доверены или станут известны по работе. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 38 минут Федосеев В.А. со своего персонального компьютера посредством электронной почтовой системы отправил внешнее электронное сообщение через Интернет на электронный адрес пользователя ФИО10, являющейся сотрудницей иной кредитной организации. Данное сообщение содержало сведения о клиентах <данные изъяты>, их фамилии, суммы остатков на счетах и вкладах данных лиц. Данные сведения стали известны Федосееву В.А. в связи с исполнением им служебных обязанностей. По данному факту была проведена служебная проверка, взято объяснение у Федосеева В.А. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Федосеев В.А. был уволен с ДД.ММ.ГГГГ за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей: разглашение охраняемой законом тайны на основании подпункта «в» пункта 6 части первой ст.81 Трудового Кодекса РФ. Считает, что увольнение Федосеева В.А. произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, его представителя, полагавшего иск удовлетворить, представителя ответчика, свидетелей, заключение помощника прокурора Фетисовой Н.И., полагавшей в иске отказать, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту «в» пункта 6 части первой ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
В силу ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Федосеев В.А. был принят <данные изъяты> в отдел <данные изъяты> № <данные изъяты> в <данные изъяты> (переименован в филиал банка ВТБ 24 (ЗАО) (том 1, л.д. 101, том 2, л.д.40).
Согласно записям трудовой книжки Федосеев В.А. переведен с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> продуктов отдела кредитования малого бизнеса, с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> «<данные изъяты>» филиала №, с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> администрации операционного офиса «<данные изъяты>» (том 1, л.д.87-104).
В соответствии с <данные изъяты> трудового договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Федосеевым В.А., последний обязан соблюдать установленный локальными нормативными актами работодателя порядок защиты информации, составляющей служебную и коммерческую тайну работодателя, и не разглашать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну работодателя (том 2, л.д. 41-54).
Перечень сведений, содержащих коммерческую или служебную тайну, указан в приложении к трудовому договору.
Согласно <данные изъяты> трудового договора информация, составляющая служебную, коммерческую, банковскую или иную тайну работодателя, в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов работодателя, о персональных данных работников и прочих сведений, установленных локальными нормативными актами работодателя (конфиденциальная информация) определяется и защищается в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами работодателя в соответствии с требованиями законодательства РФ. При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с установленным порядком защиты конфиденциальной информации работодателя. Работник, нарушивший порядок защиты конфиденциальной информации, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При приеме на работу Федосеев В.А. дал обязательство не разглашать сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну банка, которые будут ему доверены или станут известны по работе (службе), не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну банка, без согласия работодателя, строго выполнять требования приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности информации, составляющей служебную и коммерческую тайну банка, а также требования по учету и хранению документов, содержащих данную информацию, сохранять служебную и коммерческую тайну лиц, являющихся клиентами банка (том 2, л.д.112).
В соответствии с условиями данного обязательства Федосеев В.А. был предупрежден об увольнении в случае невыполнения любого пункта обязательства.
Из должностной инструкции <данные изъяты> (старшего, ведущего, главного), с которой был ознакомлен истец, следует, что Федосеев В.А. в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Уставом Банка, решениями коллегиальных органов управления Банка, приказами и распоряжениями Президента-Председателя Правления Банка, нормативными актами Банка и настоящей должностной инструкцией (том 2, л.д. 55-58).
Согласно <данные изъяты> Должностной инструкции <данные изъяты> несет ответственность за разглашение конфиденциальной и коммерческой тайны посторонним людям.
Приказом Президента-Председателя Правления Банка ВТБ 24 (ЗАО) № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о сведениях ограниченного распространения № (далее Положение №) (том 2, л.д.20-29).
В соответствии с разделом 1 Положения № к категории сведений ограниченного распространения относятся: банковская тайна, коммерческая тайна, информация для служебного пользования .
К информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения, указанные в ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1 и ст. 857 ГК РФ.
К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения, определенные в соответствии с настоящим Положением, разглашение которых несет высокий риск причинения банку материального ущерба.
К информации для служебного пользования относятся любые иные сведения о деятельности банка, которые официально не публикуются и не размещаются банком для всеобщего доступа на основании законодательства РФ и внутрибанковских документов, и не относятся к банковской и коммерческой тайнам.
Приказом Президента-Председателя Правления Банка ВТБ 24 (ЗАО) № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Кодекс корпоративного поведения работников банка ВТБ 24 (ЗАО) (далее Кодекс) (том 2, л.д.30-39).
В соответствии с разделом 5 Кодекса информация о клиентах банка и их деятельности является конфиденциальной и не подлежит раскрытию, за исключением случаев, предусмотренных законом РФ.
Приказом Президента-Председателя Правления Банка ВТБ 24 (ЗАО) № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок использования информационных ресурсов № (далее Порядок) (том 2, л.д.124-163).
Данный Порядок регламентирует процедуры предоставления и прекращения доступа к информационному ресурсу, а также определяет основные правила использования пользователем информационного ресурса и ограничения при работе с информационным ресурсом.
В соответствии с п.2.5 Порядка пользователи несут персональную ответственность за свои действия при работе с информационным ресурсом, а также за последствия, вызванные этими действиями.
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 Порядка доступ к информационным ресурсам предоставляется пользователям для выполнения ими своих трудовых обязанностей, работа пользователей в компьютерной сети разрешается только с автоматизированного рабочего места, предоставленного банком.
Согласно п.2.7 Порядка с целью минимизации рисков причинения ущерба работе информационной системы в случае компрометации сети банка (проникновение сетевых снифферов, вирусов) применяется разделение компьютерной сети на сегменты.
В соответствии с п.2.18 передача в электронном виде информации, содержащей сведения ограниченного распространения, в сторонние организации должна осуществляться в соответствии с требованиями Положения о сведениях ограниченного распространения №.
В силу п.2.9 Порядка предоставление пользователем доступа к информационным ресурсам осуществляется на основании заявок установленной формы.
Вышеуказанный порядок был доведен до сведения Федосеева В.А. путем рассылки на персональный компьютер (том 2, л.д. 117-118).
Федосеев В.А. прошел обучение по информационной безопасности, о чем имеется запись в электронном журнале банка (том 2, л.д.123).
Из представленных банком документов усматривается, что сотруднику Федосееву В.А., в соответствии с личной заявкой, предоставлен доступ к информации, содержащей коммерческую и банковскую тайну в сегменте сети филиала № «<данные изъяты>» и корпоративной электронной почте банка, а также предоставлен доступ к сети Интернет и внешней электронной почте (том 2, л.д.121,122).
Данные обстоятельства не оспаривались истцом.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Федосеевым В.А. с персонального компьютера через Интернет было отправлено на внешний электронный адрес ФИО10 сообщение, которое содержало служебную переписку Федосеева В.А. и <данные изъяты> ФИО6, а также сведения, содержащие фамилии клиентов банка, суммы денежных средств на их счетах и вкладах (том 2, л.д.113-116).
Из сообщения системного администратора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное электронное сообщение было передано с почтового адреса <данные изъяты> через публичную сеть Интернет адресату <данные изъяты> без использования средств защиты и делает возможным перехват этой информации неограниченным кругом лиц (том 2, л.д.94).
По данному факту было проведено служебное расследование, что подтверждается актом служебной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д.91-92).
Допрошенный в качестве свидетеля <данные изъяты> ФИО7 пояснил, что начальник отдела обеспечения безопасности поручил ему ДД.ММ.ГГГГ провести служебную проверку по факту отправления сообщения, имеющего незащищенное вложение, сотрудником банка Федосеевым В.А. Он совместно с начальником отдела информационных технологий ФИО8 и экспертом группы проверки заемщиков ФИО9 прошел в служебный кабинет Федосеева В.А. Он сообщил Федосееву В.А., что им нарушен Порядок использования информационных ресурсов и требования Положения №. Затем он проверил почтовый ящик в персональном компьютере Федосеева В.А. В нем содержалось сообщение, имеющее сведения ограниченного характера. Федосеев В.А. дал ему объяснения по данному факту и не отрицал передачу данного сообщения свой супруге через сеть Интернет. По результатам служебной проверки был составлен акт.
В судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что данное сообщение было направлено на ее электронный адрес супругом Федосеевым В.А. по инициативе последнего. Федосеев В.А. хотел с ней посоветоваться по поводу сложившейся у него на работе ситуации. Со слов супруга ей известно, что на работе к нему предъявлялись необоснованные претензии. Она читала полученное сообщение и удалила его, поскольку, как сотрудник кредитной организации, понимала, что данная информация конфиденциальна.
Из объяснительной, данной Федосеевым В.А. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что последний подтвердил передачу им информации, содержащей конфиденциальные данные. Однако полагает, что это было сделано случайно (том 2, л.д.93).
Данные утверждения Федосеева В.А. опровергаются показаниями свидетеля ФИО7, свидетеля ФИО10, трудовым договором, заключенным с Федосеевым В.А., его обязательством о неразглашении охраняемой законом тайны и конфиденциальной информации.
В силу своих служебных обязанностей истец должен был принять все меры предосторожности при работе с информацией содержащей тайну, охраняемую законом. Для дисциплинарного проступка, указанного в подпункте «в» пункта 6 части первой ст.81 Трудового Кодекса РФ, форма вины не имеет значения: данное деяние может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Разглашенные истцом сведения о VIP-клиентах банка и денежных средствах на их счетах и вкладах стали известны истцу при исполнении им трудовых обязанностей. Согласно должностной инструкции старший <данные изъяты> Федосеев В.А. обязан привлекать VIP-клиентов на обслуживание в банк, вести досье VIP- клиентов.
В соответствии с п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой ст.81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязался не разглашать такие сведения.
Судом установлено, что Федосеев В.А. разгласил сведения о клиентах банках, денежных средствах на их вкладах и счетах, которые составляют тайну, охраняемую законом (ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст.857 ГК РФ). Разглашенные сведения стали ему известны при исполнении трудовых обязанностей. Истец принимал на себя обязательства по неразглашению данных сведений.
Расторжение трудового договора с истцом является мерой дисциплинарной ответственности за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей и должно осуществляться с соблюдением правил применения дисциплинарных взысканий, изложенных в ст.193 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст.193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применен только одно дисциплинарное взыскание. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе
При увольнении Федосеева В.А. был соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст. 193 Трудового Кодекса РФ.
В соответствии со ст.192 Трудового кодекса РФ к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части первой ст.81 настоящего кодекса.
Увольнение Федосеева В.А. по указанным основаниям было применено, как дисциплинарное взыскание.
Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Федосееву В.А. в иске к банку ВТБ 24 (ЗАО) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий