решение от 24.12.2010 г. о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2010 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Антоновой Е.А.,

с участием

представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» (далее ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска») по доверенности Гукаленко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хакимова Р.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Хакимов Р.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки, обосновав свои требования указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено Законом Тульской области № 493 - ЗТО от 28.12.2004 г. в редакции Закона Тульской области от 31.10.09 г. № 1352-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области № 493 - ЗТО от 28.12.2004 г. меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. В соответствии со ст.ст. 3,7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 18.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено право ветеранов труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Новомосковский комитет социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области № 493 - ЗТО от 28.12.2004 года, однако, получил отказ. Просит признать за ним право на получение ежемесячных денежных выплат в соответствии со ст.3 и ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года, обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст.3 и ст.7 Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.

В судебное заседание истец Хакимов Р.С. не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал полностью. Ранее в судебном заседании истец исковые требования уточнил. Просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.04 г. по оплате в размере 50% коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Признать право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.04 г. Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату по оплате в размере 50% коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст.3 Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года и ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н. исковые требования истца не признала и пояснила, что истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие факт достижения возраста в соответствии с Федеральными Законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исковые требования основаны на ошибочном толковании норм материального права о бланкетности правовых норм Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по отношению к Закону РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие факт достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно пенсионному удостоверению, пенсия истцу назначена по нормам специального законодательства, то есть в соответствии с Законом от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, из анализа ст. Закона №4468-1 и ст.ст.8,15 Закона № 166-ФЗ следует, что рассматриваемые законы не подлежат применению в совокупности. Указанный вывод находит свое подтверждение в Разъяснениях Минсоцзравразвития РФ «О порядке применения ст.15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Полагает, что ст.ст.8,15 Закона № 166-ФЗ регламентирует условия назначения пенсий и определение их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, следовательно закон № 166-Фз не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим и не определяет размеры этих пенсий. Назначение пенсий на основании Закона № 166-ФЗ находится в компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ. Истцом не представлены доказательства достижения возраста, дающего право на назначение пенсии территориальным органом Пенсионного фонда. В ст.2 Закона № 166-ФЗ военнослужащие не поименованы как лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона № 166-ФЗ. Факт наличия права военнослужащих на назначение пенсии за выслугу лет ответчиком мне оспаривается, однако, полагает, что такое право регламентировано Законом № 4468-1, а не Законом № 166-ФЗ. Кроме того, считает, что требования истца о назначении ему выплат с ДД.ММ.ГГГГ необоснованными, так как процедура обращения граждан за ежемесячной денежной выплатой на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и топлива урегулирована Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области». Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением с просьбой дать письменный отказ о назначении выплат для обращения в суд. На основании п.8 указанного постановления, для получения денежной выплаты граждане представляют в учреждения социальной защиты по месту жительства заявление приложением документов. Фактически истец обратился с заявлением за назначением выплат как ветерану труда, установленных ст.ст.3,7 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» 30 ноября 2010 года. Просит в иске Хакимову Р.С. отказать.

Ответчики Департамент социального развития Тульской области, Тульский областной военный комиссариат в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не поступило, причина неявки неизвестна.

Представитель ответчика Департамента финансов Тульской области по доверенности Гладышев А.Е. в судебное заседание не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск не признал, полагает, что Департамент финансов Тульской области не является надлежащим ответчиком, так как не является распорядителем средств бюджета Тульской области для оказания мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса по делу.

Суд, выслушав представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Хакимов Р.С., на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», является пенсионером Министерства обороны РФ, о чем свидетельствует удостоверение серии <данные изъяты> №, выданное Военным комиссариатом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих ему назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Согласно удостоверений № от ДД.ММ.ГГГГ, а также серии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Хакимов Р.С. является ветераном труда и ветераном военной службы, имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 55).

Хакимов Р.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ Хакимов Р.С. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения» области с заявлением выдать отказ на назначение ЕДВ как «Ветерану труда» для обращения в суд (л.д.50).

ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен письменный отказ в предоставлении вышеуказанных мер, поскольку не достиг установленного возраста 60 лет (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ Хакимов Р.С. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения» области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, выплате ежемесячной денежной выплаты и предоставил необходимые документы (л.д.51 ).

ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен письменный отказ в предоставлении вышеуказанных мер, поскольку не достиг установленного возраста 60 лет (л.д. 59,60).

Суд считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 10, 13, 22 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Во исполнение названной нормы закона 28 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В силу ст. 3 Закона Тульской № 493-ЗТО от 28.12.2004 года, в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг.

В соответствии со ст.7 указанного Закона ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Правовой анализ статей 4, 5, 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет.

На Хакимова Р.С. распространяются правоотношения действующего Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому, право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей ».

Кроме того, как Федеральный закон № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, так и Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, а возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Как следует из ст.2 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года, пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Поскольку пенсия истцу назначена, следовательно, он достиг возраста, дающего права на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Учитывая изложенное и исходя из указанных правовых норм, необходимо признать за Хакимовым Р.С. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и назначить ему указанные меры социальной поддержки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004года №493-ЗТО предусмотрен Положением, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года №30.

В соответствии с п. 8 указанного Положения для получения денежной выплаты граждане, указанные в подпунктах 1-4,6-29 пункта 1 настоящего Положения, предоставляют в учреждение социальной защиты по месту жительства (или по месту пребывания) заявление с документом, удостоверяющим личность, место жительства, копию удостоверения, дающее право на соответствующие меры социальной поддержки, справку о составе семьи, выписки из лицевого счета и квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за последний календарный месяц перед месяцем обращения.

В соответствии с п.12 Положения днем обращения за назначением денежной выплаты считается день приема учреждением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п. 19 Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО утвержден постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года №201.

В силу п.4 данного Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства с приложением копии документа, удостоверяющего личность, место жительства гражданина, копии удостоверения, право на получение ежемесячной выплаты.

Согласно п. 8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Из материалов дела следует, что Хакимов Р.С. обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» с письменным заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки и представил необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.51).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Хакимову Р.С. следует назначить с ДД.ММ.ГГГГ денежные выплаты, предусмотренные ст. 3 Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО, с 30.11.2010 года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО.

Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года №30 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» возложена обязанность назначать и предоставлять ежемесячные денежные выплаты на органы социальной защиты населения, поэтому надлежащим ответчиком по делу является государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Хакимова Р.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска», департаменту социального развития Тульской области, департаменту финансов Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить частично.

Признать за Хакимовым Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, по оплате 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области.

Признать за Хакимовым Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» назначить Хакимову Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные денежные выплаты по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, по оплате 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, предусмотренные ст.3 Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» назначить Хакимову Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года.

В остальной части требований Хакимову Р.С. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий