Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Флегонтовой А.А.,
при секретаре Королевой Н.В.,
с участием истца Захарченко С.В.,
представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1668 по иску Захарченко С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», Департаменту социального развития Тульской области, Департаменту финансов Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Захарченко С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», Департаменту социального развития Тульской области, Департаменту финансов Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки. Просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере <данные изъяты> % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты> % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; признать право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему ежемесячную денежную выплату; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему ежемесячную денежную выплату на оплату в размере <данные изъяты> % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья на оплату расходов в размере <данные изъяты> % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что он является пенсионером министерства внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда» и удостоверение пенсионера МВД. В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
В судебном заседании истец Захарченко С.В. иск поддержал, уточнил, что о нарушении его прав в предоставлении мер социальной поддержки он узнал осенью <данные изъяты> года от бывших сослуживцев и обратился в Управление соцзащиты населения г. Новомосковска о предоставлении ему таких льгот, но ему было устно отказано. Тогда ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился с письменным заявлением в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» с заявлением о предоставлении письменного отказа. С заявлением о предоставлении ему социальных льгот обратился ДД.ММ.ГГГГ, к заявлению приложил документы, но получил письменный отказ. Просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493 –ЗТО от 28 декабря 2004 года по оплате в размере <данные изъяты>% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и оплате в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Признать за ним право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493 –ЗТО от 28 декабря 2004 года. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату по оплате в размере <данные изъяты>% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области № 493 от 28 декабря 2004 года. Назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493 –ЗТО от 28 декабря 2004 года.
Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Гукаленко А.Н. в судебном заседании исковые требования Захарченко С.В. не признала и пояснила, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными Законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пенсионному удостоверению, пенсия истцу назначена по нормам специального законодательства, то есть в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом из анализа ст. 2 Закона № 4468-1 и ст.ст. 8, 15 Закона № 166-ФЗ следуют выводы: об альтернативности применения Законов (Закон № 166-ФЗ или Закон № 4468-1); рассматриваемые Законы не подлежат применению в их совокупности. Указанный вывод находит свое отражение в Разъяснениях Минздравсоцразвития РФ «О порядке применения ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом от 26.12.2006 года № 880, согласно которым Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также членов их семей. Согласно п. 1 ст. 8 Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Таким образом, ст. 15 и ст. 8 Закона № 166-ФЗ регламентирует условия назначения пенсий и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву. Следовательно, Закон № 166-ФЗ не определяет условий назначения и размер пенсий за выслугу лет военнослужащим. Назначение пенсий на основании Закона № 166-ФЗ находится в компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ. Однако, истцом не предоставлены доказательства достижения возраста, дающего право на назначение пенсии территориальным органом Пенсионного фонда. УВД <данные изъяты> (письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ) разъяснено, что назначение и выплата пенсии на основании Закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ в компетенцию УВД <данные изъяты> не входит, по данному закону назначение пенсии производится органами Пенсионного фонда России. Из представленных материалов дела следует, что пенсия за выслугу лет назначена истцу на основании Закона № 4468-1, а не на основании Закона РФ № 166-ФЗ. В исковом заявлении не отражена позиция истца относительно указания, содержащегося в Законе Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», на условие предоставления мер социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Наличие союза «и» указывает на применение совокупности законов. Между тем, истцом не доказан факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии на основании Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истцом не учтено наличие юридически значимого обстоятельства по делу – тождества между правоотношениями по предоставлению мер социальной защиты и правоотношениями по предоставлению мер социальной поддержки. Ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» содержит указание на то, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Принимая во внимание указанное, в результате внесения изменений в действующее законодательство предоставление льгот было заменено предоставлением мер социальной поддержки. Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (редакции до 22.08.2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки согласно ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними как до 01.01.2005 года, так и после 01.01.2005 года. Согласно ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании ст. 7 Закона № 493-ЗТО осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным постановлением администрации <данные изъяты> от 18.06.2008 года № 339 (раздел 1 ч. 1 Регламента). Согласно разделу 1 ч. 5 ст. 7 Регламента заявителями являются: а) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Указанный Регламент на момент рассмотрения дела не отменен, не обжалован, не изменен, то есть, имея силу нормативно-правового акта, обязателен к применению. При этом необходимо принять во внимание, что согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Следовательно, для предоставления гражданину мер социальной поддержки на основании ст. 3 и ст. 7 Закона № 493-ФЗ необходима совокупность двух юридически значимых фактов: 1) иметь статус «Ветеран труда», либо на 31.12.2004 года иметь статус «Ветеран военной службы» или «Ветеран государственной службы», 2) достичь возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 3 и ст. 7 Закона № 493-ФЗ у истца в настоящее время, отсутствует ввиду недостижения возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Неверное толкование материального закона повлекло возникновение ошибочного вывода о бланкетности правовых норм Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по отношению к Закону РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Указанное свидетельствует о наличии других федеральных законов помимо Закона № 166-ФЗ, устанавливающих пенсионное обеспечение за счет средств федерального бюджета для отдельных (других) категорий граждан (в частности, военнослужащих, судей, прокуроров). Одним из таких (других) законов является Закон № 4468-1. Согласно ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по Закону № 166-ФЗ является исчерпывающим и включает в себя следующий субъективный состав: государственные гражданские служащие (пенсия за выслугу лет), космонавты и летно-испытательный состав (пенсия за выслугу лет), военнослужащие и члены их семей в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы (пенсия по инвалидности или пенсия по потери кормильца), пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф (пенсия по инвалидности или пенсия по потери кормильца), нетрудоспособные граждане (социальная пенсия). Таким образом, в ст. 2 Закона № 166-ФЗ военнослужащие не поименованы как лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона № 166-ФЗ. Содержание ст. 4 Закона № 166-ФЗ не противоречит содержанию ст. 2 Закона № 166-ФЗ, поскольку ст. 4 устанавливает категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в целом, а ст. 2 – конкретно в целях Закона № 166-ФЗ. Часть 2 ст. 5 Закона № 166-ФЗ указывает на право военнослужащих на назначение пенсии за выслугу лет без указания на конкретный закон по нормам которого будет произведено такое назначение. Сам факт наличия права военнослужащих на назначение пенсии за выслугу лет Управление не отрицается, однако, это право регламентировано Законом № 4468-1, а не Законом № 166-ФЗ. Назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентировано ст. 2 Закона № 4468-1. Выделение отдельной правовой нормы в Законе № 4468-1 (ст. 2), регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона № 166-ФЗ и Закона № 173-ФЗ, свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об альтернативности применения Закона № 4468-1, с одной стороны, и с другой стороны – Законов № 166-ФЗ и № 173-ФЗ. Согласно ст. 2 Закона № 4468-1 назначение пенсий по Законам № 166-ФЗ и № 173-ФЗ производится: а) лицам, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц (по нормам Закона № 166-ФЗ); б) военнослужащим и их семьям по желанию (по нормам Закона № 166-ФЗ и Закона № 173-ФЗ); в) бывшим военнослужащим, лишенным воинских званий и специальных званий и их семьям (по нормам Закона № 173-ФЗ). Указанный перечень лиц и обстоятельств является исчерпывающим, следовательно, назначение пенсии военнослужащим за выслугу лет по Закона № 166-ФЗ в нем отсутствует. Таким образом, вывод о назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим на основании ст. 8 Закона № 166-ФЗ ошибочен и основан на неправильном толковании Закона № 166-ФЗ и неприменении Закона № 4468-1.
Просит в иске Захарченко С.В. отказать.
Представитель департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному возражению заявленные Захарченко С.В. исковые требования не признает по следующим основаниям. Истец является пенсионером на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и получает пенсию за выслугу лет. Статьей 5 Федерального закона № 166-ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия. Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия для присвоения звания «Ветеран труда», главным из которых является достижение возраста для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ внес изменения в ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Положения данной статьи являлись определяющими при разработке Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», закрепившего в своих основных положениях нормы Федерального закона «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющих звание «Ветеран труда». В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством. В ст. 3 данного законодательства подчеркивается, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию. В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Постановление администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определило: порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области; порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям жителей Тульской области. В исковом заявлении истец просит признать его право на выплату ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом. В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований. Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» в редакции до 22.08.2004 года трансформировалось в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объем правоотношений остались прежними, как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года. Одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться ст. 7 без учета ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по определению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 в совокупности со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». Право на льготы по ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004 года) у истца до 1 января 2005 года не было. Процессуальный статус департамента социального развития Тульской области истцом определен как «ответчик». В соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК РФ истец обязан указать, в чем именно заключается нарушение его прав и свобод ответчиком. Никаких требований истец к департаменту социального развития <данные изъяты> не предъявляет. Просит в иске Захарченко С.В. отказать в полном объеме.
Представитель департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному возражению заявленные Захарченко С.В. исковые требования не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями постановления администрации Тульской области от 18.02.2010 года № 155 «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения» ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» является государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения. Проведение работы по предоставлению мер социальной поддержки возложено на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска». На основании ст. 1071 ГК РФ). Поскольку истцом оспаривается отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» от предоставления мер социальной поддержки (признание права на получение мер социальной поддержки), а также учитывая, что департамент финансов не является стороной спорных правоотношений, департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по делу. Просит полностью отказать Захарченко С.В. удовлетворении исковых требований к департаменту финансов Тульской области.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Судом установлено, что Захарченко С.В. является пенсионером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается копией удостоверения серии № 43/19208, выданным 15.01. 2008 года УВД по Тульской области, и получает пенсию за выслугу лет.
Захарченко С.В. является ветераном труда на основании удостоверения серия №, выданного управлением социальной защиты населения г. Новомосковска и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Захарченко С.В. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» с заявлением о предоставлении ему письменного отказав предоставлении социальных льгот, а затем ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением о предоставлении социальных льгот, приложил пакет документов. Заявления были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ и получил письменный отказ о предоставлении вышеуказанных мер, поскольку не достиг возраста, дающего право на получение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (редакции 21.12.2009 года) «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 22 и ст. 23 ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 08.08.2001 года № 124-ФЗ).
Согласно ст. ст. 10, 13, 22 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 гола № 5-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года № 112-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Статьей 22 ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Во исполнение названной нормы закона 28.12.2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, ст. 1 которого определяет категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года в редакции Закона Тульской области от 21.12.2009 года № 1376-ЗТО в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере <данные изъяты>% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.
Порядок и условия пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в соответствии со ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правовой анализ ст. 27 п. 1 и ст.2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров (в том числе органов внутренних дел) с 01.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным законом.
В настоящее время на истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» согласно которому, право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.12.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин, поэтому ответчик неправильно применил правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в законе <данные изъяты> условие – достижение возраста 60 лет, является неправомерной.
Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», так и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан. Следовательно, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, назначается независимо от возраста лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В месте с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, достижении установленной законом выслуги.
Применительно к лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Поскольку пенсия истцу назначена, следовательно, он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст. 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЭТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Захарченко С.В. подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утверждённого постановлением Администрации Тульской области от 20.11.2006 года № 579 «Об утверждении положения о Департаменте социального развития Тульской области» департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесённых ими в связи с предоставлением данных услуг.
В соответствии с постановлением № 155 от 18.02.2010 года Администрации Тульской области «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения» 17.03.10 г. создано Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», на которое в соответствии с Уставом возложено проведение работы по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, в том числе ветеранам труда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска».
В соответствии с п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденных Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 г. в редакции постановления от 15.01.2010 г. № 30, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
В соответствии с п. 21 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области» днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день поступления в территориальный орган департамента социального развития Тульской области заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с п.19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30, денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ежемесячная денежная выплата в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года должна быть назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ, а ежемесячная денежная выплата по оплате в размере <данные изъяты> % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года должна быть назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Захарченко С.В. удовлетворить.
Признать за Захарченко С.В. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года по оплате в размере <данные изъяты> % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Признать за Захарченко С.В. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить Захарченко С.В. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату по оплате в размере <данные изъяты> % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года; назначить Захарченко С.В. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд.
Председательствующий