РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2011 года г.Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Елисеевой М.В.,
при секретаре Варнавской И.В.,
с участием представителя ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», по доверенности Розановой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-256 по иску Овчинникова К.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», департаменту социального развития Тульской области, департаменту финансов Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников К.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», департаменту социального развития Тульской области, департаменту финансов Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что является пенсионером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального Закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О Государственном пенсионном обеспечении в РФ», Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда».
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет, а также предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В целях реализации своего права на меры социальной поддержки истец обратился в ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, однако получил отказ, который считает незаконным.
Просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»: ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; признать право получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязать Государственное учреждение <данные изъяты> «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» назначить ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;. ежемесячную денежную компенсацию в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; исключил требование в части признания за ним права на получение справки на льготный проездной билет, поскольку данная справка ответчиком выдана.
Истец Овчинников К.А. в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», по доверенности Розанова С.Е., в судебном заседании исковые требования Овчинникова К.А. не признала, пояснила, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствие с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Льготы в соответствии со ст.22 ФЗ РФ «О ветеранах» до 1 января 2005 года не предоставлялись истцу, с 1 января 2005 года не могут предоставляться истцу меры социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 года № 493-ЗТО. Полагает, что истец ошибочно толкует нормы Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель ответчика - департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменных возражениях по существу заявленных исковых требований просит в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, то есть 60 лет для мужчин. Истец не достиг данного пенсионного возраста. Также полагает, что правоотношения по предоставлению льгот согласно ст.22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции от 22.08.2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ежемесячной денежной выплаты согласно ст.3 и ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Права на льготы по ст.22 Федерального закона «О ветеранах» у истца до 01.01.2005 года не было.
Представитель ответчика - департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному возражению заявленные Овчинниковым К.А. исковые требования не признает, ссылаясь на то, что вопросы назначения и предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, относятся к компетенции ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» и департамента социального развития <данные изъяты>. Департамент финансов в силу Положения о нем, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, является финансовым органом исполнительной власти <данные изъяты>, основной задачей которого является организация исполнения закона <данные изъяты> о бюджете <данные изъяты>. Поскольку истцом оспаривается решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» об отказе в назначении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также учитывая, что департамент финансов не является стороной спорных правоотношений, департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по делу, просит полностью отказать Овчинникову К.А. в удовлетворении исковых требований к департаменту финансов Тульской области.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Овчинников К.А. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>», и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ст. 22 и ст.23 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» (л.д. 9).
Овчинников К.А. является пенсионером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11).
Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> №, выданному <данные изъяты>, Овчинников К.А. является ветераном военной службы и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 10).
Истец Овчинников К.А. проживает и имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ Овчинников К.А. обратился в ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде назначения выплат ЕДВ как Ветерану труда и предоставлении мер социальной поддержки по оплате 50% коммунальных услуг за жилое помещение, 50% газоснабжение, 50% электроснабжение как Ветерану труда, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (л.д. 23).
Из ответа ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> департамента социального развития <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес истца Овчинникова К.А. следует, что в предоставлении указанных мер социальной поддержки истцу было отказано (л.д. 12-13).
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5–ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно–ортопедическое обслуживание.
Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 22 и ст. 23 ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 08.08.2001 года № 124-ФЗ).
Во исполнение названной нормы закона 28 декабря 2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области от 27 декабря 2004 года № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу ст. 3 Закона Тульской № 493-ЗТО от 28.12.2004 года в редакции Закона Тульской области от 21.12.2009 года № 1376-ЗТО в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <данные изъяты> утверждён постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Закона <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>».
Порядок и условия пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в соответствии со ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правовой анализ п. 1 ст. 27 и ст. ст. 2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет.
На истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» согласно которому, право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.12.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Кроме того, как Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», так и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан. Следовательно, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.
Как следует из ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Поскольку пенсия истцу назначена, следовательно, он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Учитывая изложенное и исходя из указанных правовых норм, отказ ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> Овчинникову К.А. в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным, за Овчинниковым К.А. необходимо признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и назначить ему указанные меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <данные изъяты>, утвержденных Постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
В соответствии с п. 21 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей <данные изъяты>» днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день поступления в территориальный орган департамента социального развития <данные изъяты> заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с п. 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <данные изъяты>, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты.
При указанных обстоятельствах следует назначить Овчинникову К.А. с ДД.ММ.ГГГГ денежные выплаты, предусмотренные ст. 3 Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО.
Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Закона <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>» и постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <данные изъяты>» возложена обязанность назначать и предоставлять ежемесячные денежные выплаты на органы социальной защиты населения, поэтому надлежащим ответчиком по делу является государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска».
Овчинниковым К.А. предъявлены исковые требования о признании права на меры социальной поддержки и назначении денежных выплат в пределах срока исковой давности, поскольку о нарушении своего права он узнал ДД.ММ.ГГГГ, получив от государственного учреждения <данные изъяты> «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» отказ в предоставлении ему мер социальной поддержки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинникова К.А. удовлетворить.
Признать за Овчинниковым К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.04 г. по оплате в размере 50% коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Признать за Овчинниковым К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.04 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить Овчинникову К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату по оплате в размере 50% коммунальных услуг: за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.04 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.04 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд Тульской области в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья