Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2011 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Черниковой Н.Е.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
с участием
истца Лямина В.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области по доверенности Клиновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-944 по иску Лямина В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
Лямин В.А. обратился в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее УПФ РФ) с указанным иском, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочное пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, но получил отказ из-за отсутствия необходимого специального стажа. Ответчик не зачел в педагогический стаж работу в должности <данные изъяты> средней школы № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня) и работу в должности <данные изъяты> МОУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней). С данным отказом не согласен, считает, что его педагогический стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет более <данные изъяты> лет. Считает, что доводы комиссии несостоятельны, поскольку работа в должности <данные изъяты> школы засчитывалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным указанным постановлением, действовавшими в период его трудовой деятельности в должности <данные изъяты>. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, а также в соответствии с Разъяснением № 4 от 17 октября 2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий» в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17 октября 2003 года № 70, а также в силу правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, и поэтому указанный период в должности <данные изъяты> подлежит включению в его педагогический стаж. Считает, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж работы в связи с педагогической деятельностью периоды его работы в должности <данные изъяты> МОУ <данные изъяты>, поскольку данное учебное учреждение реализовывало общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего (полного) общего образования как и другие общеобразовательные учреждения, что подтверждается Уставом учреждения. Просит суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в школе № <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> МОУ <данные изъяты>, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Лямин В.А. исковые требования уточнил. Просил признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по доверенности Клинова О.В. иск не признала мотивируя тем, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (далее - Список), и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей...» (далее - Правила). Указанными Правилами предусмотрено, что в специальный стаж учитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Раздел Списка «Наименование должностей» содержит исчерпывающий перечень конкретных наименований должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, а раздел «Наименование учреждений» - исчерпывающий перечень учреждений. Согласно исковому заявлению Лямина В.А., спорными являются периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в школе № <данные изъяты> (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве директора МОУ <данные изъяты> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней). Указанные выше периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как вышеуказанным Списком не предусмотрена должность <данные изъяты>, а также наименование учреждения <данные изъяты>. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №70 от 17 октября 2003 года «Об утверждении разъяснения №4 от 17 октября 2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой. В период работы истца в должности старшего пионервожатого действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года указанное постановление признано не действующим и не подлежащим применению на территории РФ. Согласно Постановлению №1397 от 17 декабря 1959 года, пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначались учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа в училищах, школах и детских домах в качестве штатных <данные изъяты> засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Как усматривается из документов, представленных истцом, на день принятия Постановления №953, т.е. на 22 сентября 1993 года, педагогический стаж Лямина В.А. составил менее 25 лет, т.е. он не выработал необходимой продолжительности специального трудовой стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет. Исходя из этого, порядок подсчета стажа по вышеназванному постановлению к истцу не может быть применим. По документам, имеющимся в распоряжении Управления, педагогический стаж работы истца на ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> с заявлением о назначении пенсии) составляет менее 25 лет, что недостаточно для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ. По этим же основаниям не может быть засчитан в специальный трудовой стаж период работы в МОУ <данные изъяты>.
Представитель третьего лица МОУ «Краснобогатырская СОШ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не поступило, причина неявки неизвестна.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Условием досрочного назначения пенсии в соответствии с п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является занятость на работах, в профессиях, должностях, специальностях и учреждениях (организациях), которые предусмотрены Списками, утвержденными Правительством РФ.
При досрочном назначении пенсии педагогическим работникам применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатая не указана.
Согласно записям в трудовой книжке (л.д.10-16) истец Лямин В.А. работал:
- в средней школе № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности <данные изъяты>,
- проходил службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год,
- обучался на дневном отделении института в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год,
- в <данные изъяты> средней школе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности <данные изъяты>,
- в <данные изъяты> школе <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> школа, с ДД.ММ.ГГГГ - образовательное учреждение <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ - МОУ<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Лямин В.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в течение <данные изъяты> лет.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.
При этом в специальный стаж ответчик засчитал Лямину В.А. периоды работы: в <данные изъяты> средней школе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, в <данные изъяты> школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, в МОУ <данные изъяты> с 01 сентября 1986 года по 29 августа 1994 года, с 13 декабря 2000 года по 18.06.2010 года в качестве <данные изъяты>, что составило <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, не включив в специальный стаж период работы в качестве <данные изъяты> средней школы № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, в качестве <данные изъяты> образовательного учреждения <данные изъяты>.
В соответствии с частью 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Поскольку ответчик не оспаривает включение <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в специальный стаж работы истца, суд освобождает Лямина В.А. от доказывания данного факта, считает его установленным.
Что касается спорного периода работы истца, не зачтенного в педагогический стаж ответчиком, в качестве <данные изъяты> и <данные изъяты> образовательного учреждения <данные изъяты>, то суд приходит к следующему.
В разделе «Наименование должностей» Списка должность <данные изъяты> не указана.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период работы Лямина В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы в должности <данные изъяты> средней школы № <данные изъяты> действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с пунктом 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу пункта 4 вышеуказанного Положения период работы в должности пионервожатая засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Учитывая вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то обстоятельство, что истцом выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы в качестве <данные изъяты> подлежит включению Лямину В.А в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Довод представителя ответчика по доверенности Клиновой О.В. о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, с 1 октября 1993 года утратило силу, а истец на эту дату не выработал 2/3 педагогического стажа, поэтому период его работы <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж, несостоятелен. Учитывая, что на момент работы Лямина В.А. в должности <данные изъяты> Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось включение данной работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, требования истца признаются судом законными и обоснованными.
То обстоятельство, что с 1 октября 1993 года изменилось законодательство, что поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно ущемлять ее права.
Так же суд считает, что отказ ответчика о включении в специальный стаж работы истца в должности <данные изъяты> образовательного учреждения <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец работал в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> школе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Краснобогатырская <данные изъяты> школа реорганизована в <данные изъяты> среднюю школу, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в образовательное учреждение <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ в МОУ<данные изъяты>, где истец продолжает работать в должности <данные изъяты> по настоящее время.
Согласно Устава МОУ <данные изъяты>, а также Положению об общеобразовательном учреждении <данные изъяты>, данное учреждение основано учредителем в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Основной целью образовательного процесса учреждения является обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства и достижение обучающимися определенных государством общеобразовательных уровней. Образовательный процесс ориентирован на достижение обучающимися начального общего, основного общего, среднего, начального профессионального образования. В <данные изъяты> реализуются следующие образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего и начального профессионального.
Уставом МОУ <данные изъяты> определены основные цели: усвоение учащимися образовательных программ, создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, обеспечение непрерывности начального, основного, среднего образования. МОУ <данные изъяты> реализует следующие образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
При сравнении основных задач, целей и характеристик образовательного процесса в МОУ <данные изъяты> и в МОУ <данные изъяты> следует, что данные учреждения выполняли тождественные задачи и преследователи тождественные цели образовательного процесса, а следовательно относятся к одной категории муниципальных общеобразовательных учреждений. При этом, истец, работая в качестве <данные изъяты> в МОУ <данные изъяты> выполнял тождественную работу в качестве директора МОУ <данные изъяты>».
Кроме того, Лямин В.А. в соответствии с п.п.а п.8 Списка и Правил, в период с ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности <данные изъяты>, имел преподавательскую работу в объеме не менее <данные изъяты> часов в неделю, что подтверждено материалами дела.
То обстоятельство, что истец в спорный период работал директором в МОУ, имеющем в своем названии приставку <данные изъяты>, не может умалять пенсионные права Лямина В.А. и не может служить основанием для не включения указанного спорного периода его работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы в качестве <данные изъяты> в средней школе № <данные изъяты> (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы в качестве <данные изъяты> МОУ <данные изъяты> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней), с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 января 2004 года № 2-П, подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С учетом изложенного, общий педагогический стаж истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, на ДД.ММ.ГГГГ составил более <данные изъяты> лет, из чего следует, что исковые требования Лямина В.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Лямина В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, удовлетворить.
Признать за Ляминым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по г. Новомосковск и Новомосковскому району Тульской области досрочно назначить трудовую пенсию по старости Лямину В.А. в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий