РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2011 года г.Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе председательствующего Елисеевой М.В., при секретаре Варнавской И.В., с участием представителя истца Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по доверенности Карелина В.А., представителя истца ГУ ТО «Тулаупрадор» по доверенности Бессоновой Н.Ю., ответчика Филатова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-932 по иску Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Филатову И.Н. об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» обратились в суд с иском к Филатову И.Н. об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа, ссылаясь на то, что ответчик является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> от ориентира – контора, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> было принято решение об изъятии у ответчика путем выкупа части принадлежащего ему земельного участка для государственных нужд общей площадью <данные изъяты> кв.м., о чем вынесено постановление администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения и дополнения в постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>». Землеустроительной организацией было проведено межевание земельного участка ответчика. В результате межевания был выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, подлежащий изъятию путем выкупа для государственных нужд. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в <данные изъяты> и расположенного в центральной части квартала №, составляет <данные изъяты> рублей. Ответчик не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных нужд, с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене. Истцы просят суд изъять земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в <данные изъяты> и расположенный в центральной части квартала №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ответчику, путем выкупа, с выплатой ответчику в качестве выкупной цены суммы в размере <данные изъяты> рублей. Признать право собственности Тульской области на выкупаемый земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании представитель истца - Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, по доверенности Карелин В.А., представитель истца ГУ ТО «Тулаупрадор», по доверенности Бессонова Н.Ю., иск поддержали.
Ответчик Филатов И.Н. в судебном заседании не возражал против исковых требований об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности Тульской области на изымаемый земельный участок. Не согласился с иском в части выкупной цены земельного участка, просил суд определить выкупную цену изымаемого участка площадью <данные изъяты> кв.м. в размере <данные изъяты> рублей, согласно отчету об оценке, выполненному оценщиком ФИО5
Третье лицо – администрация Тульской области в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу ст.55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст.279 ГК РФ
1.Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Судом установлено, что ответчик Филатов И.Н. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> от ориентира – контора, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>» принято решение об изъятии в установленном порядке путем выкупа для государственных нужд <данные изъяты> земельных участков для строительства автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты>, образованных из состава земельных участков, указанных в приложении №, и объектов недвижимости согласно приложению №.
Департаменту транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты> совместно с государственным учреждением <данные изъяты> поручено обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий по изъятию земельных участков, объектов недвижимости, указанных в пункте <данные изъяты> Постановления, а также временного занятия при организации строительства земельных участков, указанных в приложении №; заключить по результатам отчета о рыночной стоимости объекта оценки соответствующие соглашения о выкупе в собственность <данные изъяты> земельных участков, объектов недвижимости; осуществить государственную регистрацию права собственности <данные изъяты> на изымаемые земельные участки, объекты недвижимости.
Согласно перечню земельных участков, из состава которых изымаются земельные участки для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>, являющемуся приложением № к постановлению администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка, подлежащего выкупу у Филатова составляет <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Тулаупрадор» в адрес Филатова И.Н. было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.
В результате проведенного землеустроительной организацией межевания земельного участка ответчика общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> от ориентира – контора, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер №, был выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, подлежащий изъятию путем выкупа для государственных нужд, что подтверждается имеющимся в деле межевым планом.
На земельном участке, подлежащем изъятию у ответчика для государственных нужд, автодорога построена.
В соответствии с пояснительной запиской к отчету № об определении рыночной стоимости земельных участков, величина стоимости изъятия за участок, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, образованный из земельного участка, принадлежащего Филатову, может составлять <данные изъяты> рублей.
В соответствии с отчетом № (с дополнениями и изменениями) об определении рыночной стоимости земельных участков, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость подлежащего изъятию у ответчика земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., может составлять <данные изъяты> рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Тулаупрадор» в адрес Филатова И.Н. был направлен договор купли-продажи земельного участка, необходимого для государственных нужд, площадь которого указана в постановлении администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменения и дополнения в Постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>".
Согласно п.1.1 договора купли-продажи продавец продает, а покупатель приобретает в государственную собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный в <данные изъяты> в центральной части квартала №. В соответствии с п.2.1 договора купли-продажи цена договора составляет <данные изъяты> рублей.
Ответчиком Филатовым И.Н. договор купли-продажи земельного участка до настоящего времени не подписан.
На основании ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Оценивая доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Филатову И.Н. в части изъятия земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признания права собственности Тульской области на изымаемый земельный участок, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, относительно определения выкупной цены изымаемого земельного участка, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При определении выкупной цены земельного участка, судом не может быть принят за основу отчет № (с дополнениями и изменениями), предложенный истцами, в соответствии с которым стоимость подлежащего изъятию у Филатова И.Н. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рублей, поскольку данным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.26. приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (ред. от 22.10.2010) "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Судом по делу была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости изымаемого у Филатова И.Н. земельного участка, производство которой по ходатайству ответчика было поручено оценщику ФИО5
Оценщиком ФИО5 вместо заключения эксперта был представлен отчет № об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <данные изъяты>, в <данные изъяты> части кадастрового квартала №.
Как следует из отчета, рыночная стоимость подлежащего изъятию у ответчика земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
Указанный отчет является недопустимым доказательством, поскольку в нем отсутствует указание на предупреждение эксперта об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме этого, суд считает данный отчет неверным, поскольку в нарушение приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (ред. от 22.10.2010) "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", оценщиком ФИО5 анализ рынка произведен без учета конкретных предложений о продаже аналогичных земельных участков, на основе которых устанавливались приведенные диапазоны цен предложений. Выбранные оценщиком аналоги по характеристикам существенно отличаются от оцениваемого объекта. Оценщик ввел корректировки к ценам аналогов, размер которых не обоснован конкретными ссылками на источники информации. Также в отчете описаны критерии отбора объектов-аналогов, но сама процедура и принципы подбора объектов не указаны. В состав критериев отбора аналогов не введены характеристики аналогов, а именно площадь и наличие коммуникаций, которые существенно влияют на искомую стоимость.
В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом ООО <данные изъяты> на основании определения Новомосковского городского суда о назначении повторной экспертизы по определению рыночной стоимости изымаемого у Филатова И.Н. земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рубля.
У суда нет оснований сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение является научно обоснованным, полным и отвечает требованиям закона.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком Филатовым И.Н. не представлено суду доказательств понесенных убытков, причиненных собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выкупную цену изымаемого участка следует определить в соответствии с его стоимостью, установленной заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Филатову И.Н. удовлетворить частично.
Изъять земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в <данные изъяты> и расположенный в центральной части квартала №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Филатову И.Н., путем выкупа, с выплатой Филатову И.Н. в качестве выкупной цены суммы в размере <данные изъяты> рубля.
Признать право собственности Тульской области на выкупаемый земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в <данные изъяты> и расположенный в центральной части квартала №.
В остальной части иска Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Филатову И.Н., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья