РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2011 года г.Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе председательствующего Елисеевой М.В., при секретаре Варнавской И.В., с участием представителя истца Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по доверенности Карелина В.А., представителя истца ГУ ТО «Тулаупрадор» по доверенности Бессоновой Н.Ю., представителей ответчиков Демидовой Р.Ф. и Демидова К.А. по доверенности Демидова И.А. и по ордеру адвоката Родионовой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-931 по иску Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Демидовой Р.Ф., Демидову К.А. об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» обратились в суд с иском к Демидовой Р.Ф. и Демидову К.А. об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа, ссылаясь на то, что ответчики являются собственниками земельного участка по <данные изъяты> доле в праве у каждого, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> от ориентира – контора, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> было принято решение об изъятии у ответчиков путем выкупа части принадлежащего им земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. для государственных нужд, о чем вынесено постановление администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения и дополнения в постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>». Землеустроительной организацией было проведено межевание земельного участка ответчиков общей площадью <данные изъяты> кв.м. В результате межевания был выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, подлежащий изъятию путем выкупа для государственных нужд. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в <данные изъяты> и расположенного в <данные изъяты> части квартала №, его стоимость составляет <данные изъяты> рублей. Ответчики не согласны с решением об изъятии у них земельного участка для государственных нужд, с ними не достигнуто соглашение о выкупной цене. Истцы просят суд изъять земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ответчикам, путем выкупа, с выплатой ответчикам в качестве выкупной цены суммы в размере <данные изъяты> рублей. Признать право собственности Тульской области на выкупаемый земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании представитель истца - Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, по доверенности Карелин В.А., представитель истца ГУ ТО «Тулаупрадор», по доверенности Бессонова Н.Ю., иск поддержали, уточнив, что просят изъять земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчикам, путем выкупа, с выплатой ответчикам в качестве выкупной цены каждому суммы в размере <данные изъяты> рублей.
Ответчики Демидова Р.Ф., Демидов К.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Доверили представление своих интересов по ордеру адвокату Родионовой Ю.О. и по доверенности Демидову И.А.
Представители ответчиков Демидовой Р.Ф. и Демидова К.А., по доверенности Демидов И.А., и по ордеру адвокат Родионова Ю.О. иск не признали, указав, что истцами была нарушена процедура изъятия земельного участка, поскольку Демидов К.А. не был извещен об изъятии принадлежащей ему доли земельного участка, межевание земельного участка было произведено без участия собственников. Также возражали против выкупной цены, определенной истцами, поскольку в нее не включены убытки, причиненные изъятием земельного участка. В случае удовлетворения требований истцов, просили определить выкупную цену изымаемого земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, исходя из отчета об оценке, составленного оценщиком ФИО6
Третье лицо – администрация Тульской области в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу ст.55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст.279 ГК РФ
1.Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Судом установлено, что ответчики Демидова Р.Ф. и Демидов К.А. являются собственниками земельного участка по <данные изъяты> доле в праве у каждого, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> от ориентира – контора, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>» принято решение об изъятии в установленном порядке путем выкупа для государственных нужд <данные изъяты> земельных участков для строительства автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты>, образованных из состава земельных участков, указанных в приложении №, и объектов недвижимости согласно приложению №.
Департаменту транспорта и дорожного хозяйства <данные изъяты> совместно с государственным учреждением <данные изъяты> поручено обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий по изъятию земельных участков, объектов недвижимости, указанных в пункте <данные изъяты> Постановления, а также временного занятия при организации строительства земельных участков, указанных в приложении №; заключить по результатам отчета о рыночной стоимости объекта оценки соответствующие соглашения о выкупе в собственность <данные изъяты> земельных участков, объектов недвижимости; осуществить государственную регистрацию права собственности <данные изъяты> на изымаемые земельные участки, объекты недвижимости.
Согласно перечню земельных участков, из состава которых изымаются земельные участки для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>, являющемуся приложением № к постановлению администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка, подлежащего выкупу у Демидовых составляет <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Тулаупрадор» в адрес Демидовых было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.
В результате проведенного землеустроительной организацией межевания земельного участка ответчиков общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: участок находится примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> от ориентира – контора, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый номер №, был выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, подлежащий изъятию путем выкупа для государственных нужд, что подтверждается имеющимся в деле межевым планом.
На земельном участке, подлежащем изъятию у ответчиков для государственных нужд, автодорога построена.
В соответствии с пояснительной запиской к отчету № об определении рыночной стоимости земельных участков, величина стоимости изъятия за участок, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, образованный из земельного участка, принадлежащего Демидовым, может составлять <данные изъяты> рублей.
В соответствии с отчетом № (с дополнениями и изменениями) об определении рыночной стоимости земельных участков, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая стоимость подлежащего изъятию у Демидовых земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., может составлять <данные изъяты> рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Тулаупрадор» в адрес Демидовой Р.Ф. и в адрес Демидова К.А. были направлены два экземпляра договора купли-продажи земельного участка, необходимого для государственных нужд, площадь которого указана в постановлении администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменения и дополнения в Постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд <данные изъяты> для строительства автодороги <данные изъяты>".
Согласно п.1.1 договора купли-продажи продавцы продают, а покупатель приобретает в государственную собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный в <данные изъяты> в <данные изъяты> части квартала №. В соответствии с п.2.1 договора купли-продажи цена договора составляет <данные изъяты> рублей.
Ответчиками Демидовыми договор купли-продажи земельного участка до настоящего времени не подписан.
На основании ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Оценивая доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Демидовой Р.Ф и Демидову К.А. в части изъятия земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признания права собственности Тульской области на изымаемый земельный участок, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, относительно определения выкупной цены изымаемых земельных участков, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При определении выкупной цены земельного участка, судом не может быть принят за основу отчет № (с дополнениями и изменениями), предложенный истцами, в соответствии с которым стоимость подлежащего изъятию у Демидовых земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рублей, поскольку данным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.26. приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (ред. от 22.10.2010) "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Судом по делу была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости изымаемого у Демидовых земельного участка, производство которой по ходатайству представителя ответчиков было поручено оценщику ФИО6
Оценщиком ФИО6 вместо заключения эксперта был представлен отчет № об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, в <данные изъяты> части кадастрового квартала №.
Как следует из отчета и показаний в судебном заседании оценщика ФИО6, рыночная стоимость подлежащего изъятию у Демидовых земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
Указанный отчет является недопустимым доказательством, поскольку в нем отсутствует указание на предупреждение эксперта об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме этого, суд считает данный отчет неверным, поскольку в нарушение приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", оценщиком ФИО6 анализ рынка произведен без учета конкретных предложений о продаже аналогичных земельных участков, на основе которых устанавливались приведенные диапазоны цен предложений. Выбранные оценщиком аналоги по характеристикам существенно отличаются от оцениваемого объекта. Оценщик ввел корректировки к ценам аналогов, размер которых не обоснован конкретными ссылками на источники информации. Также в отчете описаны критерии отбора объектов-аналогов, но сама процедура и принципы подбора объектов не указаны. В состав критериев отбора аналогов не введены характеристики аналогов, а именно площадь и наличие коммуникаций, которые существенно влияют на искомую стоимость.
В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом ООО <данные изъяты> на основании определения Новомосковского городского суда о назначении повторной экспертизы по определению рыночной стоимости изымаемого у Демидовых земельного участка, и показаниями в судебном заседании эксперта ФИО7, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рубль.
У суда нет оснований сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение является научно обоснованным, полным и отвечает требованиям закона.
Отсутствие подписи эксперта в заключении под записью о предупреждении его об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, является технической ошибкой, поскольку в приобщенном к материалам дела втором экземпляре заключения данная подпись имеется.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками Демидовыми не представлено суду доказательств понесенных убытков, причиненных собственникам изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды.
Ходатайство представителей ответчиков – Родионовой Ю.О. и Демидова И.А. о взыскании с истцов расходов в сумме <данные изъяты> рублей по оплате экспертизы, назначенной оценщику ФИО6, по тем основаниям, что указанные расходы являются убытками, связанными с изъятием земельного участка, не подлежит удовлетворению, так как указанные расходы не являются убытками, а являются судебными издержками, которые не подлежат взысканию с истцов в связи с тем, что решение состоялось не в пользу ответчиков.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выкупную цену изымаемого участка следует определить в соответствии с его стоимостью, установленной заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Демидовой Р.Ф. и Демидову К.А. удовлетворить частично.
Изъять земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Демидовой Р.Ф. и Демидову К.А. на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве собственности у каждого, путем выкупа, с выплатой Демидовой Р.Ф. и Демидову К.А. каждому в качестве выкупной цены суммы в размере по <данные изъяты> рублей.
Признать право собственности Тульской области на выкупаемый земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В остальной части иска Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ГУ ТО «Тулаупрадор» к Демидовой Р.Ф. и Демидову К.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Новомосковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья