Решение от 25.05.2011 г. о признании права на присвоение звания `Ветеран труда`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 года г.Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Антоновой Е.А.,

с участием

истца Лаврушкиной М.В.,

представителя ответчика ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска по доверенности Розановой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1087/11 по иску Лаврушкиной М.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска», департаменту финансов Тульской области, департаменту социального развития Тульской области об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания,

У С Т А Н О В И Л :

Лаврушкина М.В. обратилась в суд с иском к ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обосновав свои требования тем, что награждена знаком <данные изъяты>, обратилась в ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и представила необходимые для этого документы. Однако в присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано с указанием на то, что знак <данные изъяты> не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может считаться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Просит суд признать незаконным решение ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент социального развития, департамент финансов Тульской области.

В судебном заседании Лаврушкина М.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска, по доверенности Розанова С.Е. исковые требования не признала, пояснила, что в нормах действующего законодательства не дано понятие ведомства. Центральный союз потребительских обществ России не является ведомством, осуществляющим функции органов государственного управления какой-либо отраслью. Поскольку истица не награждена ведомственным знаком отличия в труде, то не может приобрести правовой статус ветерана труда в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Законом Тульской области от 07.10.2008 №1093-ЗТО «О внесении изменений в ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» приведено в соответствие с федеральным законодательством определение условий для присвоения звания «Ветеран труда». Награды Центросоюза Российской Федерации не могут приниматься при рассмотрении вопросов о присвоении звания «Ветеран труда». Знак <данные изъяты> не входит в перечень ведомственных наград, учрежденных федеральными органами исполнительной власти.

Представитель соответчика департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал на том основании, что знак <данные изъяты> не входит в перечень ведомственных наград, учрежденных федеральными органами исполнительной власти

Представитель соответчика департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, в письменном отзыве указал, что присвоение звания «Ветеран труда», либо отказ в присвоении этого звания, а также вопросы назначения и выплаты мер социальной поддержки ветеранов труда относятся к компетенции ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска. Департамент финансов Тульской области является финансовым органом исполнительной власти <данные изъяты>, основной задачей которого является организация исполнения закона <данные изъяты> «О бюджете <данные изъяты>».

Выслушав истца Лаврушкину М.В., представителя ответчика по доверенности Розанову С.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Лаврушкина М.В. в период со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Постановлениями Совета Центросоюза России от 01.06.1998 года № 96-СП, от 24.06.2003 года № 34-С в честь дня кооперации Лаврушкина М.В. награждена двумя значками <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Лаврушкина М.В. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» на основании имеющейся у нее награды <данные изъяты>.

Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № Лаврушкиной М.В. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку значок <данные изъяты> не относится к ведомственным знакам отличия в труде.

Доводы, приведенные представителем ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска по доверенности Розановой С.Е. относительно заявленных требований, суд находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 г. (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по стрости или за выслугу лет, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22 августа 2004 года в названный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного закона в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 7 декабря 2008 года № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно ч. 2 Постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивала представитель ответчика, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.

В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ дано определение понятия профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемого в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России – союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления, международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.

Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).

Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31-о от 26 июля 2002 г. «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п. 1 Положения).

Награждение значком <данные изъяты> производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов (п. 2 Приложения).

В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении значком с указанием даты и номера соответствующего постановления Президиума Совета Центросоюза РФ (п. 4 Положения).

Тем самым, значок <данные изъяты> присваивается за заслуги и достижения в труде.

При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации– отраслевым федеральным органом исполнительной власти – значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия иорганизации, ичто нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 г. № 5635-КС. Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе и при наличии у них значка <данные изъяты>.

В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением <данные изъяты> областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, под «ведомственными знаками отличия втруде» понимались знаки, выданные руководством высших органов, управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона), тем самым, закон конкретизировал понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

Закон Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.

Произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а так же положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное», толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 г., Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее, действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что награждение значком <данные изъяты> является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца Лаврушкиной М.В. втрудовой деятельности, факт наличия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовой книжки, ине оспаривается ответчиком, в связи с чем, отказ ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> в присвоении звания «Ветеран труда»истцу является незаконным, аисковые требования Лаврушкиной М.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку на департамент финансов Тульской области, департамент социального развития Тульской области функции о присвоении права на звание «Ветеран труда» действующим законодательством не возложены, данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Лаврушкиной М.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» об отказе Лаврушкиной М.В. в присвоении звания «Ветеран труда».

Признать за Лаврушкиной М.В. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий