Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 года г.Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Черниковой Н.Е.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
с участием
истца Завражновой А.М., представителя истца по доверенности Алимова Р.Д.,
представителя ответчика ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска по доверенности Розановой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1088/11 по иску Завражновой А.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска», департаменту финансов Тульской области, департаменту социального развития Тульской области об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания,
У С Т А Н О В И Л :
Завражнова А.М обратилась в суд с иском к ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания, обосновав свои требования тем, что награждена знаком <данные изъяты>, обратилась в ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и представила необходимые для этого документы. Однако в присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано с указанием на то, что знак <данные изъяты> не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может считаться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Просит суд признать незаконным решение ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент социального развития Тульской области, департамент финансов Тульской области.
В судебном заседании Завражнова А.М. и ее представитель по доверенности Алимов Р.Д. поддержали исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска по доверенности Розанова С.Е., исковые требования не признала, пояснила, что в нормах действующего законодательства не дано понятие ведомства. Центральный союз потребительских обществ России не является ведомством, осуществляющим функции органов государственного управления какой-либо отраслью. Поскольку истица не награждена ведомственным знаком отличия в труде, то не может приобрести правовой статус ветерана труда в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Законом Тульской области от 07.10.2008 №1093-ЗТО «О внесении изменений в ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» приведено в соответствие с федеральным законодательством определение условий для присвоения звания «Ветеран труда». Награды Центросоюза Российской Федерации не могут приниматься при рассмотрении вопросов о присвоении звания «Ветеран труда». Знак <данные изъяты> не входит в перечень ведомственных наград, учрежденных федеральными органами исполнительной власти.
Представитель соответчика департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал на том основании, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации» не входит в перечень ведомственных наград, учрежденных федеральными органами исполнительной власти
Представитель соответчика департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, в письменном отзыве указал, что присвоение звания «Ветеран труда», либо отказ в присвоении этого звания, а также вопросы назначения и выплаты мер социальной поддержки ветеранов труда относятся к компетенции ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска. Департамент финансов Тульской области является финансовым органом исполнительной власти <данные изъяты>, основной задачей которого является организация исполнения закона <данные изъяты> «О бюджете <данные изъяты>».
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Завражнова А.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала с <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Постановлением Совета Центросоюза России от 01.06.1998 года № 96-СП в честь дня кооперации Завражнова А.М. награждена значком <данные изъяты>.
Постановлением Совета Центросоюза от 21.06.2001 года № 48-С истцу присвоено звание <данные изъяты>.
Постановлением Совета Центросоюза от 24.06.2003 года № 34-С истец награждена знаком отличия <данные изъяты>.
Постановлением Совета Центросоюза от 07.04.2006 года № 64-Сп истец награждена орденом <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ Завражнова А.М. является получателем пенсии по старости, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Завражнова А.М. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» на основании имеющейся у нее награды <данные изъяты>.
Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № Завражновой А.М. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку значок <данные изъяты> не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
Доводы, приведенные представителем ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска, по доверенности Розановой С.Е., относительно заявленных требований суд находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 г. (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по стрости или за выслугу лет, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22 августа 2004 года в названный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного закона в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 7 декабря 2008 года № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ч. 2 Постановления Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивала представитель ответчика, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.
В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ дано определение понятия профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемого в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России – союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления, международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.
Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).
Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31-о от 26 июля 2002 г. «О наградах Центросоюза РФ» утверждены Положения о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», об ордене «За вклад в развитие потребительской кооперации России», о знаке отличия «20,25,30,40,50 лет безупречной работы в потребительской кооперации», о звании «Ветеран потребительской кооперации Российской Федерации» в соответствии с которыми названными наградами награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности.
В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении с указанием даты и номера соответствующего постановления Президиума Совета Центросоюза РФ.
Тем самым, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», звание «Ветеран потребительской кооперации Российской Федерации», знак отличия «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации», орден «За вклад в развитие потребительской кооперации России» присваиваются за заслуги и достижения в труде.
При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации– отраслевым федеральным органом исполнительной власти – значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия иорганизации, ичто нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 г. № 5635-КС. Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе и при наличии у них значка <данные изъяты>.
В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением <данные изъяты> областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, под «ведомственными знаками отличия в труде» понимались знаки, выданные руководством высших органов, управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона), тем самым, закон конкретизировал понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.
Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.
Закон Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.
Произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а так же положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное», толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 г., Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее, действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что награды, полученные истцом на основании Постановлений Совета Центросоюза, являются ведомственными наградами, данные награды получены за успехи истца втрудовой деятельности, факт наличия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовой книжки, пенсионным удостоверением ине оспаривается ответчиком, в связи с чем, отказ ГУ ТО УСЗН <данные изъяты> в присвоении звания «Ветеран труда»истцу является незаконным, аисковые требования Завражновой А.М. – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку на департамент финансов Тульской области, департамент социального развития Тульской области функции о присвоении права на звание «Ветеран труда» действующим законодательством не возложены, данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлено письменное ходатайство о взыскании с ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. С учетом обстоятельств дела, суд полагает, что с ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Поскольку ответчик Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» освобождено от уплаты государственной пошлины, расходы истца по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. не могут быть взысканы с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Завражновой А.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» об отказе Завражновой А.М. в присвоении звания «Ветеран труда».
Признать за Завражновой А.М. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Взыскать с ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» в пользу истца Завражновой А.М. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., во взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий