Решение от 14 июня 2011 года о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить и выплатить досрочную пенсию по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 года г. Новомосковск

       Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Антоновой Е.А.,

с участием истца Рощупкиной И.А.,

представителя ответчика по доверенности Дудкина Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рощупкиной И.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить и выплачивать досрочную пенсию по старости,

       

у с т а н о в и л:

       Рощупкина И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее УПФ РФ) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на <данные изъяты> лет, обязании назначения и выплаты пенсии, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ за назначением досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на <данные изъяты> лет, так как она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, то есть в зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время продолжает работать в <данные изъяты> - в зоне с льготным социально – экономическим статусом. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по причине не достижения возраста, необходимого для назначения пенсии. Просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными, обязать ответчика назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Рощупкина И.А. уточнила исковые требования, просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ (гу) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области и решение начальника Управления пенсионного фонда РФ (гу) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконными. Обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности Дудкин Р.Г. возражая по заявленным требованиям, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По представленному паспорту в <данные изъяты>, который отнесен к зоне проживания с льготно-экономическим статусом, Рощупкина зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года. Согласно записям в трудовой книжке, истец с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в <данные изъяты>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 года <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к зоне проживания с льготно-экономическим статусом. До указанной даты <данные изъяты> относился к зоне проживания с правом на отселение. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, что дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> года. Право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста отсутствует. На ДД.ММ.ГГГГ период проживания на территории проживания с льготно-экономическим статусом составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что дает право выхода на пенсию на <данные изъяты> года. Считает, что суммирование величин уменьшения пенсионного возраста, приобретенного в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготно-экономическим статусом возможно, но общее снижение возраста будет <данные изъяты> года. На основании ФЗ - № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст. 33 или ст. 34.Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

         Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

         Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

          На основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста <данные изъяты> лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

         Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

         Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

         Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статьей 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

       Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на <данные изъяты> года и дополнительно на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на <данные изъяты> лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на <данные изъяты> год и дополнительно на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на <данные изъяты> года в общей сложности.

        Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем <данные изъяты> отнесен к зоне с правом на отселение, а в последующем с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и они стали относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория <данные изъяты> в соответствии с вышеназванным перечнем населенных пунктов, относилась к зоне льготным социально - экономическим статусом.

        Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты> в зоне с льготно-экономическим статусом, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, то есть в зоне с правом на отселение. Данные обстоятельства подтверждены справками о месте жительства.

Из трудовой книжки истца следует, что Рощупкина И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>.

        Таким образом, истица имеет стаж - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня на территории зоны с льготно-экономическим статусом.

      Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть, всего на <данные изъяты> года.

        В силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на <данные изъяты> год за каждые <данные изъяты> года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на <данные изъяты> года.

         Согласно представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ Рощупкина И.А. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с положениями ст.ст.33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

Несмотря на то, что в материалах отказного пенсионного дела Рощупкиной И.А. отсутствует письменное заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, сторонами не оспаривается факт обращения истцом к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости..

Решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ и решением от ДД.ММ.ГГГГ начальника УПФ РФ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с не достижением возраста, требуемого для назначения пенсии.

         Однако, суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

         Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

         При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила <данные изъяты> лет.

         Согласно положений ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Рощупкина И.А.. имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> лет.

         На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации « № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

          Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Рощупкиной И.А. исполнилось <данные изъяты> лет, и принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста она обратилась своевременно, поэтому право выхода на пенсию истец приобретает с ДД.ММ.ГГГГ.

       Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, не состоятельны по следующим основаниям.

       Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации. гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

       Таким образом, исковые требования Рощупкиной И.А. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

       Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

       Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       исковые требования Рощупкиной И.А. удовлетворить.

      Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области и решение начальника Управления пенсионного фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Рощупкиной И.А. досрочной трудовой пенсии по старости незаконными.

       Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области назначить и выплачивать Рощупкиной И.А. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

        Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области в пользу Рощупкиной И.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий