решение от 17 июня 2011 года по иску о признании права на получение мер соцподдержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года г.Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: судьи Золотухиной С.П., при секретаре Пронькиной О.П.,

с участием истца Лукьянова А.В., представителя ответчика Гукаленко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1333 по иску Лукьянова А.В. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Лукьянов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги и об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Лукьянов А.В. свои требования подержал, пояснил, что он является пенсионером <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ ему выплачивается пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С ДД.ММ.ГГГГ он имеет пенсионное удостоверение, с ДД.ММ.ГГГГ - удостоверение «Ветеран труда». Он как ветеран труда в силу статей 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на меры социальной поддержки. Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано. Просил удовлетворить его требования в полном объеме, признав за ним право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, назначить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска», по доверенности Гукаленко А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.

Представитель ответчика – Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, письменных заявлений и ходатайств не представил.

Представитель третьего лица – Департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, письменных заявлений и ходатайств не представил.

Изучив мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

По делу установлено, что Лукьянов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером <данные изъяты>, получает пенсию за выслугу лет, также является ветераном труда, что подтверждается пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда» (л.д.8-9, 21),

Как ветеран труда Лукьянов А.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Лукьянов А.В. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, но в удовлетворении данного требования истцу было отказано, что подтверждается ответом ГУ <данные изъяты> (л.д.6,7).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, установлены статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Как следует из указанных норм Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;

ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, подлежащая ежегодной индексации по уроню инфляции.

Таким образом, право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.

Истец Лукьянов А.В. является пенсионером за выслугу лет <данные изъяты>.

Право на получение указанной пенсии у него возникло в августе 2004 года в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (л.д.18).

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд, разрешая спор в рамках заявленных истцом требований, считает, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

Согласно подпункту 4 пункта 1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «УСЗН г.Новомосковска», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

Доводы органа социальной защиты населения о том, что Лукьянов А.В. не достиг возраста 60 лет, поэтому не имеет права на получение указанных льгот, суд считает не основанными на законе, поскольку Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Не основанными на законе суд считает и доводы представителя ГУ ТО «УСЗН г.Новомосковска» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, статьей 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.

В статье 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, в том числе и проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Как следует из статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.

Таким образом, достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячные денежные выплаты, установленные статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата, установленная статьей 7, назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, а денежная выплата, установленная статьей 3, назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о получении мер социальной поддержки истец Лукьянов А.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ежемесячная денежная выплата, установленная статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, подлежит выплате Лукьянову А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, а ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги – с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного суд считает, что требования Лукьянова А.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лукьянова А.В. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Лукьяновым А.В., как ветераном труда, право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, установленной статьей 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» назначить Лукьянову А.В., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, установленную статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» предоставить Лукьянову А.В., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, установленную статьей 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.П.Золотухина