решение от 08 июля 2011 года по иску об организации водоотведения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2011 года г.Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: судьи Золотухиной С.П., при секретаре Пронькиной О.П.,

с участием помощника Тульского природоохранного прокурора Миронова А.А., представителя ответчика Кузьминой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1186 по иску Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования город Новомосковск об организации водоотведения,

У С Т А Н О В И Л:

Тульский природоохранный прокурор обратился в Новомосковский городской суд Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Новомосковск, выразившегося в ненадлежащей организации водоотведения на территории <данные изъяты> и обязании администрации муниципального образования город Новомосковск организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) с территории <данные изъяты>

В судебном заседании помощник Тульского природоохранного прокурора Миронов А.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки по факту сброса сточных вод в реку <данные изъяты> в районе населенного пункта <адрес> установлено, что сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов микрорайона <данные изъяты> осуществляется через коллектор, канализационные сети села <данные изъяты>. Очистные сооружения населенного пункта <данные изъяты> находятся в разрушенном состоянии и выведены из эксплуатации с <данные изъяты> года. Эксплуатацию системы водоотведения микрорайона <данные изъяты> осуществляет НМУП <данные изъяты> Сточные воды от промышленных и коммунальных предприятий и жилых домов села <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> м3/сутки поступают на очистные сооружения биологической очистки проектной мощностью <данные изъяты> м3/сутки. Таким образом, очистные сооружения принимают сточные воды от населения и предприятий с.<данные изъяты> объемом более, чем предусмотрено проектной мощностью. При строительстве населенных пунктов – города <данные изъяты> и села <данные изъяты> было предусмотрено организованное водоотведение. Очищенные сточные воды с.<данные изъяты> по общему коллектору, расположенному после очистных сооружений, смешиваются с неочищенными сточными водами микрорайона <данные изъяты> (в объеме <данные изъяты> м3/сутки) и сбрасываются одним выпуском (всего <данные изъяты> м3/сутки) в реку <данные изъяты> Аналитический контроль общего выпуска сточных вод в реку <данные изъяты> не осуществляется. По информации, полученной из администрации муниципального образования <данные изъяты>, строительство новых очистных сооружений микрорайона <данные изъяты> осуществлялось из двух источников финансирования: местного бюджета (муниципальная программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры МО <данные изъяты> на 2006-2010 годы») и бюджета <данные изъяты> на 2009-2012 годы, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ). Сметная стоимость строительства данного объекта составляет <данные изъяты> млн. рублей. В <данные изъяты> году строительство очистных сооружений приостановлено на неопределенный срок, в связи с отсутствием финансирования. Вопрос возобновления строительства очистных сооружений находится на рассмотрении департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>. Действующим законодательством, в частности Федеральным законом № 131-ФЗ, установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовывать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования. Администрация муниципального образования город Новомосковск, являясь собственником очистных сооружений, ненадлежащим образом осуществляет полномочия по организации водоотведения на территории микрорайона <данные изъяты>, вследствие чего опасные, в эпидемиологическом отношении стоки поступают без очистки в коллектор и далее сбрасываются на рельеф местности с дальнейшим попаданием в реку <данные изъяты> и могут явиться источником микробного и химического загрязнения поверхностных вод водного объекта, территории, подземных вод.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новомосковск, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории микрорайона <данные изъяты> и обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) с территории микрорайона <данные изъяты>

Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Кузьмина О.Б. исковые требования не признала, пояснила, что бездействия администрации муниципального образования город Новомосковск не имеется, в бюджете на <данные изъяты> год предусмотрены расходы на проектно-изыскательские работы по очистным сооружениям в размере <данные изъяты> рублей, однако данных средств недостаточно. Ненадлежащая организация водоотведения в микрорайоне <данные изъяты> связана с необходимостью расходования денежных средств в размере более <данные изъяты> млн. рублей, которые отсутствуют в настоящее время в необходимом объеме в бюджете муниципального образования. Вопрос строительства очистных сооружений находится на рассмотрении департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данное право обеспечивается в том числе выполнением требований природоохранного законодательства, в том числе при осуществлении водоотведения сточных вод.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридический и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частью 2 статьи 39 указанного Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Пункт 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ запрещает при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующим требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Следовательно, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовывать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <данные изъяты>, проведена проверка соблюдения требований водного законодательства РФ по фактам сброса неочищенных сточных вод в реку <данные изъяты> в районе населенного пункта <данные изъяты>. По результатам проверки составлено заключение, согласно которого установлено, что сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов микрорайона <данные изъяты> осуществляется через коллектор, канализационные сети села <данные изъяты>. Очистные сооружения населенного пункта <данные изъяты> находятся в разрушенном состоянии и выведены из эксплуатации с <данные изъяты> года. Сточные воды от промышленных и коммунальных предприятий и жилых домов села <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> м3/сутки поступают на очистные сооружения биологической очистки проектной мощностью <данные изъяты> м3/сутки. Таким образом, очистные сооружения принимают сточные воды от населения и предприятий с.<данные изъяты> объемом более, чем предусмотрено проектной мощностью. Очищенные сточные воды села Спасское по общему коллектору, расположенному после очистных сооружений, смешиваются с неочищенными сточными водами микрорайона <данные изъяты> (в объеме <данные изъяты> м3/сутки) и сбрасываются одним выпуском (всего <данные изъяты> м3/сутки) в реку <данные изъяты>. Аналитический контроль общего выпуска сточных вод в реку <данные изъяты> не осуществляется, в результате чего сброс загрязненных без очистки сточных вод от микрорайона <данные изъяты> и недостаточно-очищенных сточных вод от села <данные изъяты> осуществляется в водный объект – реку <данные изъяты>. Кроме того, проверкой установлено предоставление недостоверной информации об источниках загрязнения водного объекта – реки <данные изъяты> в статистической отчетности по форме за <данные изъяты> год (л.д.11-25).

Таким образом, администрацией муниципального образования город Новомосковск ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации водоотведения на территории микрорайона <данные изъяты>.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Необходимо учитывать, что в целях решения вопросов местного назначения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 14 и подпункте 1 пункта 1 статьи 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Системы коммунального водоснабжения являются важнейшими системами жизнеобеспечения и предназначены в первую очередь для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.

При таких обстоятельствах неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей, а также действия администрации муниципального образования город Новомосковск по сбросу неочищенных сточных вод, могут привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, суд полагает, что иск Тульского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования город Новомосковск об организации водоотведения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новомосковск, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории микрорайона <данные изъяты>.

Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории микрорайона <данные изъяты>, их обезвреживание, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Новомосковский городской суд Тульской области в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.П. Золотухина