решение №2-1922 от 16.09.2011 о признании права на получение мер социальноц поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2011 года город Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Кончаковой С.А.,

при секретаре Лобкаревой С.С.,

с участием представителя ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1922 по иску Нестеровой И.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска», Департаменту социального развития Тульской области, Департаменту финансов Тульской области о признании права на меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Нестерова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» (далее – ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска), Департаменту социального развития Тульской области, Департаменту финансов Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги и об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки. В обоснование иска указала, что является пенсионером МВД РФ и с ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С ДД.ММ.ГГГГ она имеет пенсионное удостоверение, с ДД.ММ.ГГГГ- удостоверение «Ветеран труда». Она как ветеран труда в силу статей <данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>» имеет право на меры социальной поддержки. Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда она обращалась ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано. Просила удовлетворить её требования в полном объеме, признав за ней право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, назначить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов платы за коммунальные услуги.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истица является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ей указанных мер социальной поддержки не имеется.

Представители третьих лиц – Департамента финансов Тульской области и Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Изучив мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <данные изъяты> Думой был принят Закон <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>», статьей <данные изъяты> которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

По делу установлено, что Нестерова И.В. с ДД.ММ.ГГГГ. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет, также является ветераном труда, что подтверждается пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда» (л.д.13).

Как ветеран труда Нестерова И.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей <данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>», ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Нестерова И.В. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, но в удовлетворении данного требования истице было отказано, что подтверждается ответом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» (л.д. 11-12).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены статьями <данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>».

Как следует из указанных норм Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий; ежемесячная денежная выплата, подлежащая ежегодной индексации по уровню инфляции.

Таким образом, право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.

Истица Нестерова И.В. является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Право на получение указанной пенсии у неё возникло ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по п. «а» ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истица не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд, разрешая спор в рамках заявленных истицей требований, считает, что истица имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных статьями <данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно подпункту <данные изъяты> пункта <данные изъяты> названного выше Положения предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями <данные изъяты>, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истице указанных мер социальной поддержки.

Доводы органа социальной защиты населения о том, что Нестерова И.В. не достигла возраста 60 лет, поэтому не имеет права на получение указанных льгот, суд считает не основанными на законе, поскольку Закон <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>» не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости.

Не основанными на законе суд считает и доводы представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о том, что истице не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, статьей 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.

В статье 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, в том числе и проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Как следует из статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истица.

Таким образом, достоверно подтверждено наличие у истицы права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе назначение истице пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истицей указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами <данные изъяты> и иными нормативными правовыми актами <данные изъяты>.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <данные изъяты>, утвержденным Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> право на ежемесячные денежные выплаты, установленные статьями <данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ежемесячная денежная выплата, установленная статьей <данные изъяты>, назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, а денежная выплата, установленная статьей <данные изъяты>, назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах <данные изъяты> настоящего Положения.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о получении мер социальной поддержки истица Нестерова И.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось ответчиком.

Таким образом, ежемесячная денежная выплата, установленной статьей <данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , подлежит выплате Нестеровой И.В. с ДД.ММ.ГГГГ, а ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги – с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного суд считает, что требования Нестеровой И.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Нестеровой И.В. удовлетворить.

Признать за Нестеровой И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>, как ветераном труда, право на предоставление мер социальной поддержки:

в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст.<данные изъяты> Закона <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ,

в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст.<данные изъяты> Закона <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, по оплате <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить Нестеровой И.В., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную <данные изъяты> Закона <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» предоставить Нестеровой И.В., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, по оплате <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <данные изъяты>, предусмотренные ст<данные изъяты> Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий