Решение № 2-1816 от 13 сентября 2011 года о признании права на досрочное назначение пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года г. Новомосковск

       Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Белоусовой К.А.,

с участием

истца Швычкова В.Л.,

представителя ответчика по доверенности Клиновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1816 по иску Швычкова В.Л. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

       Швычков В.Л. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области (далее УПФ РФ) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ за назначением досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на <данные изъяты> года, так как он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>, то есть в зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время продолжает работать в <данные изъяты> - в зоне с льготным социально – экономическим статусом. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в назначении досрочной пенсии по причине не достижения возраста, необходимого для назначения пенсии. Просит

признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Швычков В.Л. уточнил исковые требования. Просит признать за ним право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности Клинова О.В., возражая по заявленным требованиям, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Город Новомосковск отнесен к зоне проживания с льготно-экономическим статусом. Истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты>, следовательно, имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года. Согласно записям в трудовой книжке, истец с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в <данные изъяты>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 года <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к зоне проживания с льготно-экономическим статусом. До указанной даты <данные изъяты> относился к зоне проживания с правом на отселение. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, что дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> год. Право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста отсутствует. На ДД.ММ.ГГГГ период проживания (работы) на территории проживания с льготно-экономическим статусом на день подачи заявления в УПФ РФ составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что дает право выхода на пенсию на <данные изъяты> года. В соответствии с нормами ст.3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установленные ст.ст.33-34 указанного Закона, не суммируются, а предоставляются гражданам только по одному основанию. Считает, что суммирование величин уменьшения пенсионного возраста, приобретенного в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготно-экономическим статусом невозможно, то есть общее снижение возраста у истца составляет <данные изъяты> года. Для назначения пенсии по старости истцу необходимо достижение <данные изъяты> лет. На момент обращения истца за назначением пенсии ему исполнилось <данные изъяты> лет. На основании ФЗ - № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст. 33 или ст. 34.Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

         Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

         Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

          На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

         Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

         Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

         Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

       Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

        Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем <данные изъяты> отнесен к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от ДД.ММ.ГГГГ статус данных зон был изменен, и они стали относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Территория <данные изъяты> в соответствии с вышеназванным перечнем населенных пунктов, относилась к зоне льготным социально - экономическим статусом.

        Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты> в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справками с места жительства.

Из трудовой книжки истца следует, что Швычков В.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>.

        Таким образом, истец имеет стаж на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС -<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, на территории зоны с льготно-экономическим статусом – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

      Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на <данные изъяты> год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть, всего на <данные изъяты> год.

        В силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.

         Согласно представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ Швычков В.Л. обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с положениями ст.ст.33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ и решением от ДД.ММ.ГГГГ начальника УПФ РФ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с не достижением возраста, требуемого для назначения пенсии.

         Однако, суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

         Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

         Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила <данные изъяты> года.

         Согласно положений ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Швычков В.Л. имеет право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года.

         На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

          Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Швычкову В.Л. исполнилось <данные изъяты> лет, и принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста он обратился ДД.ММ.ГГГГ, право выхода на пенсию истец приобретает с ДД.ММ.ГГГГ.

       Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, не состоятельны по следующим основаниям.

       Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации. гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

       Таким образом, исковые требования Швычкова В.Л. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

       Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       исковые требования Швычкова В.Л. о признании права на досрочное назначение пенсию по старости удовлетворить.

      Признать за Швычковым В.Л. право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области назначить Швычкову В.Л. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий