Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 сентября 2011 года г.Новомосковск Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кондратьева С.Ф., при секретаре Коваль А.А., с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1823/11 по иску Капустиной А.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания, установил: Капустина А.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» (далее ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска) об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания. В обоснование заявленных требований указала, что награждена знаком <данные изъяты>, обратилась в ГУ ТО УСЗН г.Новомосковска с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и представила необходимые для этого документы. Однако в присвоении звания ей было отказано с указанием на то, что знак <данные изъяты> не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может считаться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». В судебное заседание Капустина А.П. не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала. Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска по доверенности Бинчук Н.В., исковые требования не признала, пояснила, что в нормах действующего законодательства не дано понятие ведомства. Центральный союз потребительских обществ России не является ведомством, осуществляющим функции органов государственного управления какой-либо отраслью. Поскольку истицы не награждены ведомственным знаком отличия в труде, то не могут приобрести правовой статус ветерана труда в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Законом Тульской области от 07.10.2008 №1093-ЗТО «О внесении изменений в ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» приведено в соответствие с федеральным законодательством определение условий для присвоения звания «Ветеран труда». Награды Центросоюза Российской Федерации не могут приниматься при рассмотрении вопросов о присвоении звания «Ветеран труда». Знак <данные изъяты> не входит в перечень ведомственных наград, учрежденных федеральными органами исполнительной власти. Представители третьих лиц департамента социального развития Тульской области и департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражение на иск не представили. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц. Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Проверяя обоснованность заявленных требований, суд установил, что истец Капустина А.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> потребительском обществе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на предприятиях сельского хозяйства, после чего была уволена в связи с выходом на пенсию, по достижению возраста, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 16-25). Постановлением Совета Центросоюза России от ДД.ММ.ГГГГ №, Капустина А.П. награждена значком <данные изъяты> После она этого обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» на основании имеющейся у нее награды <данные изъяты> (л.д. 12). Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» от ДД.ММ.ГГГГ № Капустиной А.П. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку значок <данные изъяты> не относится к ведомственным знакам отличия в труде (л.д.9). В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 г. (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по стрости или за выслугу лет, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22 августа 2004 года в названный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного закона в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 7 декабря 2008 года № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 8 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивала представитель ответчика, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции. В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ дано определение понятия профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемого в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России – союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления, международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1). На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство). Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31-о от 26 июля 2002 г. «О наградах Центросоюза РФ» утверждены Положения о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», об ордене «За вклад в развитие потребительской кооперации России», о знаке отличия «20,25,30,40,50 лет безупречной работы в потребительской кооперации», о звании «Ветеран потребительской кооперации Российской Федерации» в соответствии с которыми названными наградами награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности. В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении с указанием даты и номера соответствующего постановления Президиума Совета Центросоюза РФ. Тем самым, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», звание «Ветеран потребительской кооперации Российской Федерации», знак отличия «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации», орден «За вклад в развитие потребительской кооперации России» присваиваются за заслуги и достижения в труде. Разрешая возникший между сторонами спор, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации– отраслевым федеральным органом исполнительной власти – значок <данные изъяты> рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия иорганизации, ичто нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 г. № 5635-КС. Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе и при наличии у них значка <данные изъяты> В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением Тульской областной Думы от 15 февраля 2007 г. № 43/1867, под «ведомственными знаками отличия втруде» понимались знаки, выданные руководством высших органов, управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона), тем самым, закон конкретизировал понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации. Закон Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а так же положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное», толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 г., Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее, действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации. Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что награда, полученная Капустиной А.П. на основании Постановления Совета Центросоюза, является ведомственной наградой. Данная награда получена за успехи истца втрудовой деятельности, факт наличия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовых книжек, ине оспаривается ответчиком, в связи с чем, отказ ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска в присвоении звания «Ветеран труда»истцам является незаконным. Суд признает исковые требованияКапустиной А.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы, приведенные представителем ответчика ГУ ТО УСЗН г. Новомосковска относительно заявленных требований суд находит несостоятельными, поскольку основаны они по существу на ином толковании норм материального права и иной оценке, установленных судом обстоятельств. В связи с тем, что ответчик Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» освобождено от уплаты государственной пошлины, расходы истца по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. взысканию с ответчика не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Капустиной А.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Новомосковска» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Капустиной А.П. Признать за Капустиной А.П. право на присвоение звания «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение десяти дней с момента составления решения суда в окончательной форме. Председательствующий