Решение № 2-2035 от 7 октября 2011 года об обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 октября 2011 года г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Белоусовой К.А.,

с участием

истца Никитаева Н.А.,

представителя государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитаева Н.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» об обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты,

установил:

Никитаев Н.А. обратился в суд с указанным иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», обосновав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером и ветераном труда. В соответствии со ст.22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с данным законом до 01.01.2005 года оплата жилья им производилась из расчета <данные изъяты> всей площади жилья (как семьи, состоящей из пенсионеров и ветеранов труда), а при оплате газа действовала норма: <данные изъяты> тарифа <данные изъяты> всего объема потребленного газа. Данная система оплаты была сохранена и после 01.01.2005 года. С ДД.ММ.ГГГГ был сделан переход от предоставления льгот в натуральной форме к денежным выплатам: все потребленные услуги выплачиваются полностью, а затем органы соцзащиты начисляют денежную компенсацию. В ДД.ММ.ГГГГ истцу не была выплачена денежная компенсация по неизвестной ему причине. Ответчик пояснил истцу, что у него появилась со стороны органов соцзащиты переплата. Считает, что в силу п.46 Положения, утвержденного Постановлением Тульской области от 15.01.2010 года № 30, суммы денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину по его вине подлежат удержанию из сумм последующих выплат, а при прекращении выплаты возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются учреждением социальной защиты в судебном порядке. Считает, что Управление соцзащиты действует незаконно, так как вины истца в переплате нет. Не согласен с порядком начисления компенсаций, которые производится ответчиком, так как в нарушение ст.153 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года ответчик использует натуральные нормы не по состоянию на 31.12.2004 года, а другие – произвольные. Просит признать действия ответчика в неприменении ст.153 ФЗ № 122 ФЗ от 22.08.2004 года незаконными и обязать ответчика при расчете истцу выплат использовать натуральные формы по состоянию на 31.12.2004 года, а именно: по жилью – всю общую площадь жилого помещения (как для семьи, состоящей из пенсионеров и ветеранов), по газу- <данные изъяты> объема всего потребленного газа, по телефону- <данные изъяты> тарифа.

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Тульской области.

В судебном заседании истец Никитаев Н.А. уточнил исковые требования. Просит признать действия государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» в неприменении ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконными и обязании с момента принятия судом решения при расчете выплат использовать натуральные формы по состоянию на 31.12.2004 года по жилью (социальная норма площади) - всю общую площадь (<данные изъяты> кв.м), по газу (норматив потребления) - весь объем потребленного газа, приходящийся на <данные изъяты> ветерана. Пояснил, что, согласно имеющимся у него квитанциям, к нему применялась льгота ко всей занимаемой площади квартиры, а также <данные изъяты> объема потребленного газа. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик ухудшил его положение и применяет льготы, исходя из норм жилья и потребления газа.

Представитель ответчика по доверенности Бинчук Н.В. иск не признала, пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ льготы ветеранам труда предоставлялись с учетом нормативов (по услугам) и в пределах социальной нормы в соответствии п.п.6,7 ч.2 ст.22 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ данные льготы предоставлялись ветеранам труда – жителям Тульской области на основании Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (ст.3). С ДД.ММ.ГГГГ произошла «монетизация» льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Постановлением администрации ТО № 30 от 15.01.2010 года предусмотрена денежная выплата в размере <данные изъяты> начисленной за месяц платы: за общую площадь жилого помещения с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. При отсутствии приборов учета размер денежной выплаты определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов, установленных органами государственной власти, в пределах их компетенции. Нормативы определены на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Региональный стандарт нормативной площади с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до «монетизации» льгот и в настоящее время не изменился. Нормативы потребления газа с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ установлены постановлением администрации ТО № 289 от 26.06.2007 года. Данные о фактическом потреблении газа показывают, что истец

потребил газ значительно меньше нормы, в связи с чем, ему был произведен перерасчет, так как денежные средства перечисляются ветеранам труда «авансом» - то есть в пределах предусмотренных региональных нормативов. Если ветеран труда потребил меньше, соответственно ответчик производит перерасчет данных льгот в последующих месяцах. До ДД.ММ.ГГГГ расчет ЕДВ производился, исходя из норматива с последующим перерасчетом. В связи с этим полагает, что требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил письменные возражения, согласно которым возражает против удовлетворения исковых требований истца. Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ внес изменения в ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами. В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. В соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Никитаеву Н.А., имеющему звание «Ветеран труда», предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> начисленной платы указанных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг. Считает, что меры социальной поддержки предоставляются истцу в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица- департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, заявлений, ходатайств не поступило.

При таких обстоятельствах, суд в силу ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «ж» п.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вопросы социальной защиты ветеранов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ).

Согласно статье 22 Федерального закона № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

С учетом положений федерального законодательства был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее - Закон № 493-ЗТО), которым, в частности, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и лицам, к ним приравненным (статья 3): 1)ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; 2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере <данные изъяты> процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

В соответствии с п.5 ст.7 Закона № 493-ЗТО, размер ежемесячной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, данным Законом изменяется принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан.

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

Вместе с тем реализация принципа «монетизации» льгот в соответствии с Федеральным законом не может быть основана на замене неопределенного (рассчитанного по усмотрению заявителей) объема ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот и предполагает расчет денежной компенсации на основании определенных (обобщенных) количественных показателей использования соответствующей льготы.

С учетом того, что методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации.
Кроме того, следует учитывать, что федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации не установлены и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.

В силу положений статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с Законом Тульской области от 19.12.2008 № 1197-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в ДД.ММ.ГГГГ было выделено <данные изъяты> тыс. руб.

Законом Тульской области Закон Тульской области от 21.12.2009 № 1383-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в ДД.ММ.ГГГГ было выделено <данные изъяты> тыс.руб.

Законом Тульской области Закон Тульской области от 24.12.2010 № 1527-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в ДД.ММ.ГГГГ было выделено <данные изъяты> тыс.руб.

Из анализа указанных законов о бюджете Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ следует, что совокупный объем финансирования на возмещение предоставленных льгот ветеранам значительно вырос.

Согласно Положению о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30, денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В силу п.21 настоящего Положения размер денежной выплаты определяется индивидуально в соответствии с действующим законодательством на основании информации о фактических объемах потребленных жилищно-коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчет денежной выплаты, а также объемах потребленного топлива, бытового газа в баллонах и затрат на транспортные услуге по их доставке.

Пунктом 23 Положения предусмотрена денежная выплата в размере <данные изъяты> начисленной за месяц платы: за общую площадь жилого помещения с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. При отсутствии приборов учета размер денежной выплаты определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов, установленных органами государственной власти, в пределах их компетенции.

В соответствии с п.35 Положения учреждения социальной защиты на основании информации о фактических объемах потребления услуг производят расчет денежной выплаты.

Никитаев Н.А. является ветераном труда, имеет удостоверение , проживает по адресу: <адрес> Квартира имеет общую площадь – <данные изъяты> кв.м.

В материалах дела имеется справка , выданная государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска», о размере выплаченных сумм денежной выплаты Никитаеву Н.А., из которой следует, что задолженности перед истцом по предоставлению льгот нет.

Из представленной ответчиком методики расчета предоставляемых льгот усматривается, что истцу Никитаеву Н.А. расчет ЕДВ производится по региональным нормам потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, основанным на законодательстве Тульской области.

Постановлением администрации Тульской области от 25.06.2007 года № 289 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Тульской области при отсутствии приборов учета газа», Решением муниципального образования – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы потребления - <данные изъяты> куб.м на <данные изъяты> человека в месяц на приготовление пищи на газовой плите и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, норматив отопления- лето – <данные изъяты> куб.м на <данные изъяты> кв.м, зима- <данные изъяты> куб.м на <данные изъяты> кв.м.

Законом Тульской области от 30.09.2006 N 739-ЗТО «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и оказания мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения – 21 кв.м общей площади жилого помещения.

Доводы истца о том, что в нарушении п.46 Положения ответчик ежемесячно производит без его согласия удержания причитающихся денежных выплат, не обоснованны, поскольку указанные выплаты, в силу преамбулы Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года носят компенсационный характер, ответчиком в соответствии с п.21 настоящего Положения производится перерасчет денежной выплаты с учетом фактического потребления услуг.

Доводы истца Никитаева Н.А. о том, что ранее ему предоставлялись льготы без учета установленных нормативов, а с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставляются льготы с учетом нормативов, чем нарушают его права, и его положение как ветерана труда в получении льгот ответчиком ухудшено, не основаны на законе, поскольку Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определены правила предоставления отдельным категориям жителей Тульской области мер социальной поддержки в пределах норм, установленных законодательством Тульской области.

Таким образом, размер предоставляемой льготы законодателем был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, поэтому предоставление мер социальной поддержки истцу без учета установленных норм потребителя не основано на законе.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы истца Никитаева Н.А. о том, что с ДД.ММ.ГГГГ его положение как ветерана труда в получении льгот ответчиком ухудшено, необоснованны.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком верно применяется ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действий, нарушающих права истца со стороны ответчика судом не установлено.

При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению и требования истца об обязании с момента принятия судом решения при расчете выплат использовать натуральные формы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по жилью (социальная норма площади) - всю общую площадь (<данные изъяты> кв.м), по газу (норматив потребления) - весь объем потребленного газа, приходящийся на <данные изъяты> ветерана.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Никитаеву Н.А. о признании действий государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» в неприменении ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконными и обязании с момента принятия судом решения при расчете выплат использовать натуральные формы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по жилью (социальная норма площади) - всю общую площадь (<данные изъяты> кв.м), по газу (норматив потребления) - весь объем потребленного газа, приходящийся на <данные изъяты> ветерана.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий