решение от 28 декабря 2011 года по иску об увеличении размера денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2011 года г.Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: судьи Золотухиной С.П., при секретаре Пронькиной О.П.,

с участием старшего помощника Новомосковского городского прокурора Беликовой И.Д., представителя ответчика Бинчук Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2476 по иску Ефимова Г.Н. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» об увеличении размера денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы,

У С Т А Н О В И Л:

Ефимов Г.Н. обратился в суд с иском к Новомосковскому Комитету социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области, в котором просит установить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере <данные изъяты> рублей.

Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был признан <данные изъяты> вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему с ДД.ММ.ГГГГ, как <данные изъяты> была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере <данные изъяты> рублей. В настоящее время, с учетом индексации, ему выплачивается фиксированная денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей, однако ему известно, что по данным Роструда из <данные изъяты> чернобыльцев-инвалидов более <данные изъяты> получали в <данные изъяты> года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью свыше <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> человек получали от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> человека от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> человек от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> человек от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> человек от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей. Данные выплаты производились на основе судебных решений, опиравшихся на постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П, причем участники ликвидации чернобыльской катастрофы, имевшие на тот момент заработок, получили очевидное преимущество перед участниками ликвидации из числа военнослужащих, которые заработка не имели. Считает, что различие в размерах компенсаций свидетельствует о нарушениях равенства прав граждан, в том числе его прав, предусмотренных статьей 19 Конституции РФ. В связи с чем полагает, что имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере <данные изъяты> рублей, предусмотренную ст.12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Определением Новомосковского городского суда Тульской области от 16 декабря 2011 года произведена замена ответчика с Новомосковского Комитета социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области на ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска».

Истец Ефимов Г.Н. просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном заявлении указал, что требования поддерживает, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В. возражала против удовлетворения требований Ефимова Г.Н. по основаниям, изложенным в отзыве на иск, представленном Федеральной службой по труду и занятости.

Представитель третьего лица – Департамента социального развития Тульской области, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал позицию изложенную представителем ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» (л.д.27).

Представитель третьего лица – Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражения указал, что с иском не согласен, просил в удовлетворении заявленных требований Ефимову Г.Н. отказать и вынести решение в соответствии с действующим законодательством РФ.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Изучив мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефимов Г.Н. был признан <данные изъяты> вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий аварии, на ЧАЭС, что подтверждается удостоверением <данные изъяты> и справкой МСЭ (л.д.11).

Согласно справке ГУ <данные изъяты> Ефимову Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме <данные изъяты> рублей в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (ред. от 12.02.2001) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время сумма ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой Ефимову Г.Н. с учетом индексации составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (л.д.8,9).

Разрешая спорные правоотношения, суд руководствуется Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон), определившим государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно статьи 2 Закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона, иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью впервые была закреплена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем ее размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ был установлен иной порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности).

Изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Кроме того как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П, в связи с тем, что особенности возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, носящих длящийся характер, признанием в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех пострадавших, такое возмещение не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию.

Также на особый характер отношений между гражданином и государством указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно названному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате катастрофы на ЧАЭС, имеют не гражданско-правовое, а конституционно-правовое содержание, и в этом плане они развиваются на основе действия статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, поскольку это конституционно-правовая обязанность государства, которая корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате чернобыльской катастрофы, в конституционно – правовом смысле осуществлено всеобщим методом, то есть путем издания специальных законов (от 15 мая 1991 года, от 18 июня 1992 года и от 24 ноября 1995 года), установивших компенсацию для всех лиц, находящихся на загрязненных радиацией территориях (дифференцированных по зонам) конкретные способы возмещения вреда в виде денежных и иных компенсаций, льгот и преимуществ.

Таким образом, данные спорные правоотношения регулируются специальными нормами права, а именно Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7), не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов, определение конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случае причинения вреда здоровью, вызванного деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления, что отражено в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П и определениях Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 года N 1303-О-О и № 1304-О-О.

Законодательством Российской Федерации с 15 февраля 2001 года инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в фиксированном размере (Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ). Кроме того гражданам, получавшим до вступления в силу названного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Как следует из справки ГУ <данные изъяты> истцу Ефимову Г.Н. возмещение вреда выплачивается в фиксированном размере и ранее в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей не определялось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Ефимова Г.Н. не имеется и ему в иске надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Ефимову Г.Н. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения города Новомосковска» об увеличении размера денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Новомосковский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья С.П. Золотухина