Р Е Ш Е Н И Е 8 февраля 2012 года г. Новомосковск Тульской области Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Токаревой Л.В., при секретаре Гуляевой А.А., с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Розановой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 262 по иску Нестеровой Г.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки, у с т а н о в и л : Нестерова Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» о признании права на получение мер социальной поддержки. Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить ей ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренную для ветеранов труда. В обоснование заявленных исковых требований Нестерова Г.И. ссылается на то, что она согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со ст. 7 Закона <данные изъяты> области № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», предусмотрено ее право, как ветерана труда, на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона <данные изъяты> области № от ДД.ММ.ГГГГ, однако получила отказ, который считает незаконным, нарушающим ее права, предусмотренные Законом. Считает, что право на меры социальной поддержки ветеранам труда в виде ежемесячной денежной выплаты предусмотрено Законом без каких-либо возрастных ограничений. Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата выделена в отдельный пункт, является самостоятельной мерой социальной поддержки, не связанной с иными мерами. Определением Новомосковского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ исключен из числа третьих лиц Департамент социального развития Тульской области и привлечено к участию по делу в качестве третьего лица Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области. Истец Нестерова Г.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело по ее иску без ее участия, настаивает на заявленных требованиях, просит их удовлетворить. Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Розанова С.Е. в судебном заседании исковые требования Нестеровой Г.И. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, и пояснила, что истец не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для предоставления ей указанной меры социальной поддержки не имеется. Просит в иске Нестеровой Г.И. отказать. Представители Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области и Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Письменных возражений по иску не представили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, просившего суд о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ. Изучив мнения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <данные изъяты> областной Думой был принят Закон <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области», статьей 1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» право на ежемесячную денежную выплату имеют: ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По делу установлено, что Нестерова Г.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда» (л.д. 15). Как ветеран труда Нестерова Г.И. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области». Нестерова Г.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10). В удовлетворении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты истцу было отказано, что подтверждается ответом ГУ ТО «УСЗН г. Новомосковска» (л.д. 8). Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего. Исходя из буквального толкования содержания ст. 7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона, законодатель <данные изъяты> области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии. В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <данные изъяты> области, утвержденным Постановлением администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с этой даты. Поскольку Закон <данные изъяты> области № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, суд приходит к выводу о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами <данные изъяты> области и иными нормативными правовыми актами <данные изъяты> области, принятыми в пределах их компетенции. Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд считает, что истец имеет право на предоставление ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах исковые требования Нестеровой Г.И. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Нестеровой Г.И. удовлетворить. Признать за Нестеровой Г.И. право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» назначить Нестеровой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона <данные изъяты> области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <данные изъяты> области» № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В. Токарева
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ